Помнят и гордятся земляки3-09-2014, 09:52
Поздней осенью 1943 года проселочной дорогой, ведущей из Давлеканово в Ивановку, шли двое: двадцатипятилетний лейтенант-летчик Иван Титов и его старшая сестра Ксения. Фронтовик приехал домой в отпуск, сестра встретила его на станции, и теперь они шли не спеша. По очереди несли чемодан с гостинцами для многочисленной родни и говорили, говорили…
Тридцать с лишним километров – путь не близкий, но добраться было не на чем, даже зерно на элеватор колхозники носили в заплечных мешках.
Иван не был дома с мая 1941 года. Тогда, после окончания Челябинской школы летчиков, он заехал ненадолго повидаться с родными, после чего отправился к месту службы – в учебный полк Военно-воздушной академии, дислоцированный в подмосковном Монино.
Встреча с родиной после двух с половиной лет разлуки радовала душу, настроение было отличное, думалось только о хорошем. В войне наступил явный перелом, фашисты откатывались на запад. Иван надеялся, что младшему брату Михаилу не придется попасть на фронт.
Сам он, хотя и не бомбил врага, не сбивал фашистских самолетов, но внес свой весомый вклад в борьбу за освобождение Родины. Об этом свидетельствовал новенький орден Красного Знамени на гимнастерке под кожаной летней курткой, полученный несколько дней назад за успешное выполнение очередного боевого задания. Да и отпуск в разгар войны дали не просто так.
А воевал И. Титов в составе созданной в начале войны специальной разведывательной эскадрильи, предназначенной для работы в интересах главного командования Красной Армии. Для ее комплектования были отобраны лучшие экипажи из учебного полка Военно-воздушной академии. Дневные полеты в тыл противника на самолетах ПЕ-3 и ТУ-2 были смертельно опасны. Но несмотря на большие потери нужно было любой ценой выполнять задачи, поставленные командованием. Начиная с 1941 года в числе прочих выполнялись и полеты на Берлин. По результатам работы подразделения эскадрилье было присвоено звание гвардейской, и она была преобразована в полк, названный по итогам минской операции Борисовским.
Командование высоко ценило летчика Титова. Приводим выдержки из наградных листов:
«За отличное выполнение боевых вылетов представлен к правительственной награде – ордену Отечественной войны I степени.
…Успешно производит боевые вылеты на дальнюю разведку по вскрытию глубоких тылов противника, его аэродромной сети и подхода резервов по железным, шоссейным и грунтовым дорогам. Вскрыл 129 железнодорожных составов, состоящих из 4700 вагонов и платформ, 37 паровозов, а также 147 самолетов разного типа, 670 автомашин. При этом неоднократно преследовался истребителями противника и восемь раз обстреливался зенитной артиллерией. Во всех случаях задания выполнял полностью.
…За успешное выполнение 17-ти боевых вылетов на дальнюю разведку и проявленные при этом мужество и отвагу достоин правительственной награды – второго ордена Красного Знамени.
…Товарищ Титов – отличный офицер, инициативный и настойчивый в выполнении боевых заданий. Фотографирование местности производит смело не взирая на противодействие противовоздушной обороны противника. Отлично владеет всеми способами и средствами самолетовождения, летает в сложных метеоусловиях. На деле доказал свою преданность Родине».
А начиналось становление личности Ивана Титова в селе Ивановка, в многодетной крестьянской семье, где он был третьим ребенком среди шестерых. Окончил семилетку, причем последний год пришлось доучиваться в Александровке, куда ежедневно добирался пешком за 15 километров. В течение года работал учителем начальных классов в соседней деревне Мураевке, после чего поступил в уфимский автодорожный техникум. Параллельно занимался в аэроклубе. За проявленные успехи был направлен военкоматом в Челябинскую школу летчиков, а затем в Военно-воздушную академию.
Краткосрочный отпуск стал самой дорогой наградой для молодого летчика. Наконец-то сбудутся его мечты о встрече с родителями Никифором Никитовичем и Дарьей Николаевной, сестрами Ксенией и Анастасией, младшими братьями Михаилом, Петром, Алексеем. И, конечно, с любимой подругой Галей Малофиенко, с которой учились в школе, дружили, переписывались и мечтали о будущей совместной жизни. Девушке тоже довелось поучаствовать в войне. В самом начале она попала на фронт медсестрой. Испытала горечь отступления, побывала в окружении, где приходилось таиться от врага в холодных укрытиях, порой находиться в ледяной воде, спасая раненых. По выходу из окружения, будучи сильно простуженной, она была направлена домой на излечение. «Не беда, – думал Иван, – главное, что жива, поправится!».
Печалила его другая мысль: одноклассник Федор Ясаков, с которым они более 10 лет просидели за одной партой сначала в школе, а потом в техникуме, погиб в Сталинградском сражении в 1942 году. Иван не мог знать, что друг его на самом деле попал в плен и остался в живых, позже продолжит воевать и вернется в родное село в 1946 году.
…За разговорами быстро пролетело время, и вот уже за взгорком открылось родное село. Осталось пройти мимо кладбища, по улице, именуемой Поповка, мимо школы (бывшей церкви), и за поворотом направо – отчий дом! Впереди – радость встречи.
Этот приезд Ивана Титова домой был последним. Менее чем через год, 5 сентября 1944 года, его самолет не вернулся с задания на родной аэродром Выползово. В списках личного состава 47 гвардейского авиаполка дальней разведки напротив его фамилии появились буквы НБЗ – не вернулся с боевого задания.
Его младший брат Михаил все-таки попал в последний призыв на фронт и отчаянно дрался с врагом, мстя за смерть брата, в составе десантной бригады в качестве автоматчика. При освобождении Европы он погиб в 19-летнем возрасте, не дожив до Победы менее месяца, похоронен в венгерском городе Шарвар. А через год после смерти Ивана, в сентябре 1945 года, так и не вылечившись, скончалась в родном селе Галина Малофиенко.
Так сложились судьбы молодых людей из Ивановки. А всего с фронтов Великой Отечественной войны не вернулись 189 наших односельчан. Светлая память о них сохранена в семьях родственников и материалах школьного музея.
Тридцать с лишним километров – путь не близкий, но добраться было не на чем, даже зерно на элеватор колхозники носили в заплечных мешках.
Иван не был дома с мая 1941 года. Тогда, после окончания Челябинской школы летчиков, он заехал ненадолго повидаться с родными, после чего отправился к месту службы – в учебный полк Военно-воздушной академии, дислоцированный в подмосковном Монино.
Встреча с родиной после двух с половиной лет разлуки радовала душу, настроение было отличное, думалось только о хорошем. В войне наступил явный перелом, фашисты откатывались на запад. Иван надеялся, что младшему брату Михаилу не придется попасть на фронт.
Сам он, хотя и не бомбил врага, не сбивал фашистских самолетов, но внес свой весомый вклад в борьбу за освобождение Родины. Об этом свидетельствовал новенький орден Красного Знамени на гимнастерке под кожаной летней курткой, полученный несколько дней назад за успешное выполнение очередного боевого задания. Да и отпуск в разгар войны дали не просто так.
А воевал И. Титов в составе созданной в начале войны специальной разведывательной эскадрильи, предназначенной для работы в интересах главного командования Красной Армии. Для ее комплектования были отобраны лучшие экипажи из учебного полка Военно-воздушной академии. Дневные полеты в тыл противника на самолетах ПЕ-3 и ТУ-2 были смертельно опасны. Но несмотря на большие потери нужно было любой ценой выполнять задачи, поставленные командованием. Начиная с 1941 года в числе прочих выполнялись и полеты на Берлин. По результатам работы подразделения эскадрилье было присвоено звание гвардейской, и она была преобразована в полк, названный по итогам минской операции Борисовским.
Командование высоко ценило летчика Титова. Приводим выдержки из наградных листов:
«За отличное выполнение боевых вылетов представлен к правительственной награде – ордену Отечественной войны I степени.
…Успешно производит боевые вылеты на дальнюю разведку по вскрытию глубоких тылов противника, его аэродромной сети и подхода резервов по железным, шоссейным и грунтовым дорогам. Вскрыл 129 железнодорожных составов, состоящих из 4700 вагонов и платформ, 37 паровозов, а также 147 самолетов разного типа, 670 автомашин. При этом неоднократно преследовался истребителями противника и восемь раз обстреливался зенитной артиллерией. Во всех случаях задания выполнял полностью.
…За успешное выполнение 17-ти боевых вылетов на дальнюю разведку и проявленные при этом мужество и отвагу достоин правительственной награды – второго ордена Красного Знамени.
…Товарищ Титов – отличный офицер, инициативный и настойчивый в выполнении боевых заданий. Фотографирование местности производит смело не взирая на противодействие противовоздушной обороны противника. Отлично владеет всеми способами и средствами самолетовождения, летает в сложных метеоусловиях. На деле доказал свою преданность Родине».
А начиналось становление личности Ивана Титова в селе Ивановка, в многодетной крестьянской семье, где он был третьим ребенком среди шестерых. Окончил семилетку, причем последний год пришлось доучиваться в Александровке, куда ежедневно добирался пешком за 15 километров. В течение года работал учителем начальных классов в соседней деревне Мураевке, после чего поступил в уфимский автодорожный техникум. Параллельно занимался в аэроклубе. За проявленные успехи был направлен военкоматом в Челябинскую школу летчиков, а затем в Военно-воздушную академию.
Краткосрочный отпуск стал самой дорогой наградой для молодого летчика. Наконец-то сбудутся его мечты о встрече с родителями Никифором Никитовичем и Дарьей Николаевной, сестрами Ксенией и Анастасией, младшими братьями Михаилом, Петром, Алексеем. И, конечно, с любимой подругой Галей Малофиенко, с которой учились в школе, дружили, переписывались и мечтали о будущей совместной жизни. Девушке тоже довелось поучаствовать в войне. В самом начале она попала на фронт медсестрой. Испытала горечь отступления, побывала в окружении, где приходилось таиться от врага в холодных укрытиях, порой находиться в ледяной воде, спасая раненых. По выходу из окружения, будучи сильно простуженной, она была направлена домой на излечение. «Не беда, – думал Иван, – главное, что жива, поправится!».
Печалила его другая мысль: одноклассник Федор Ясаков, с которым они более 10 лет просидели за одной партой сначала в школе, а потом в техникуме, погиб в Сталинградском сражении в 1942 году. Иван не мог знать, что друг его на самом деле попал в плен и остался в живых, позже продолжит воевать и вернется в родное село в 1946 году.
…За разговорами быстро пролетело время, и вот уже за взгорком открылось родное село. Осталось пройти мимо кладбища, по улице, именуемой Поповка, мимо школы (бывшей церкви), и за поворотом направо – отчий дом! Впереди – радость встречи.
Этот приезд Ивана Титова домой был последним. Менее чем через год, 5 сентября 1944 года, его самолет не вернулся с задания на родной аэродром Выползово. В списках личного состава 47 гвардейского авиаполка дальней разведки напротив его фамилии появились буквы НБЗ – не вернулся с боевого задания.
Его младший брат Михаил все-таки попал в последний призыв на фронт и отчаянно дрался с врагом, мстя за смерть брата, в составе десантной бригады в качестве автоматчика. При освобождении Европы он погиб в 19-летнем возрасте, не дожив до Победы менее месяца, похоронен в венгерском городе Шарвар. А через год после смерти Ивана, в сентябре 1945 года, так и не вылечившись, скончалась в родном селе Галина Малофиенко.
Так сложились судьбы молодых людей из Ивановки. А всего с фронтов Великой Отечественной войны не вернулись 189 наших односельчан. Светлая память о них сохранена в семьях родственников и материалах школьного музея.
Присоединяйтесь к нам Вконтакте!