Главная > Культура > Мы – яппаровцы!

Мы – яппаровцы!

9-06-2015, 12:07.
Мы – яппаровцы!
Страницы истории
Мы – яппаровцы!
Село Старояппарово, расположенное на берегу красавицы-Демы, – одно из старейших сел Давлекановского района

Судя по историческим данным и археологическим находкам, первое поселение в этих местах появилось в третьем тысячелетии до нашей эры. Древнее захоронение, найденное на усадьбе Сафуана Кутлуярова, является ярким тому подтверждением. В нем покойник расположен головой на север. У изголовья – древний кувшин, тут же обнаружены голова лошади и уздечка. Данный способ погребения характерен для 8-2 тысячелетия до нашей эры. На месте древнего поселения, так называемого «Иске Йорт» (буквально переводится как «старый дом»), были также обнаружены украшения, предметы быта, орудия труда, глиняные черепки, относящиеся к каменному веку. Подтверждают возраст поселения и топор, копье, наконечники стрел, ножи, мотыги, бусы, принадлежащие бронзовому веку.

Русский ученый-географ И.А. Голубцов в 1730-1750 годах создал карту Башкирии. На ней указана деревня «Япарова». Это, по всей видимости, деревня Старояппарово, так как она была основана приблизительно в 1500 году. Эта дата подтверждается могилой Яппара, сына Ягафара, обнаруженной вблизи усадьбы Файзуллы Киньягулова. Старик Яппар, чьим именем и назван населенный пункт, родился в 1484 и умер в 1564 году. У него были сыновья Зиякай, Байракай и Калмаксура, которые управляли тремя поселениями, называемыми в обиходе Верхний Яппар, Нижний Яппар и основная деревня Яппар.
Правда, в то время у этих поселений отдельного официального названия и не было, они все вместе составляли топоним «Яппар», так как были очень близко расположены друг от друга. Верхний Яппар, к примеру, находился всего в 500 метрах от древнего поселения Иске Йорт. Здесь к месту будет упомянуть последнюю жительницу Верхнего Яппара – бабушку Шагиду. Пятеро сыновей этой женщины участвовали в восстании 1773-1775 годов. Шагида до последних своих дней не покидала родную деревню, свой дом – ждала сыновей. Там же и умерла. Другие жители Верхнего Яппара переселились в Нижний и Старый Яппар.

До нынешних поколений яппаровцев дошло имя отважного, бесстрашного батыра Аллагула, принявшего участие в пугачевском восстании. Его могила расположена на первом кургане по дороге в село Казангулово. Раньше здесь находился и надгробный камень из красного песчаника. Когда поднимали дорожное полотно, он ушел в землю и теперь зарос таволгой. По рассказам аксакалов села, Аллагул, сын Аллабирды, руководил в войсках Салавата Юлаева отрядом демских башкир. До последнего дыхания он оказывал сопротивление царским солдатам. Все же драгунам удалось схватить раненого батыра. Его казнили в родной деревне и запретили хоронить. Только спустя несколько дней выжившие односельчане с почестями предали его тело земле на том самом кургане. Кстати, эту возвышенность называют «Курган Алпамыши», так как за богатырский рост и недюжинную силу его прозвали по имени этого сказочного великана. Его жена Салима также погибла от рук царских солдат.
По сведениям, имевшимся у муллы из деревни Исмагилово Яхъи Гайсина, окончившего на «отлично» Оренбургский кадетский корпус, драгуны сожгли поселение Иске Йорт. Именно после этого, в 1775 году появилась деревня Новояппарово. Опираясь на все эти данные, можем достоверно утверждать, что древнему поселению Иске Йорт – около 4-х тысяч лет, Старояппарово – 515, а Ноовяппарово – 240 лет.

Хотя эти деревни происходят от одного корня, из одного рода, есть существенная разница в нравах и взглядах их населения. К примеру, в 1778 году на придемские земли переселились башкиры рода бурзян с Южного Урала. В Старояппарово их припустили без особых трений, а вотчинники Новояппарово не захотели принять чужаков. Там было принято советоваться с аксакалами даже в том случае, если кто-то собирался женить сына на девушке из другого рода. Поэтому за всю историю Новояппаров, пожалуй, только мулла Сафуан Якшигулов был не из местных.

Мужчины из Яппарово проявили себя в Отечественной войне 1812 года. Как свидетельствуют исторические документы, Султанмурат Хайбуллин, Киньябулат Кузимгулов, Миниахтям Ахтямов были награждены орденами и медалями за отвагу, проявленную в боях.

Согласно данным ревизии 1795 года в деревнях Яппарово (Старо- и Новояппарово вместе) насчитывалось 36 дворов, где проживало 237 башкир. В 1816 году зарегистрировано 298, а в 1834 – 433 человека. Как видно из итогов ревизии 1917 года, в Старояппарово в 128 дворах проживало 665 человек, а в Новояппарово – 628 человек в 126 хозяйствах.

В обеих деревнях действовали мечети, медресе. В 1900 году по приглашению муллы Сафуана Якшигулова в Яппарово приезжал видный ученый-востоковед, писатель-просветитель, религиозный деятель Ризаитдин Фахретдинов. Они обсуждали вопрос об открытии школ нового типа в башкирских деревнях. В конце 19-го века такие школы были только в деревне Мрясево и Давлеканово. В них наряду с религиозными знаниями обучали и таким предметам, как арифметика, эстетика, основы медицины и гигиены. А в 1904 году в наших деревнях побывал и поэт-просветитель, этнограф и общественный деятель Мухаметсалим Умутбаев.

Примечательно, что до 1930 года эти деревни относились к Чукраклинскому сельсовету нынешнего Чишминского района. А когда началось образование районов, они вошли в состав Давлекановского района. До 1939 года Новояппарово входила в Исмагиловский сельсовет, а с 1940 года обе деревни отнесли к Казангуловскому сельсовету.

Яппаровцы издревле занимались скотоводством, охотой, рыболовством, пчеловодством. Разводили целые стада овец, поэтому катали валенки и войлок, ткали шерстяные паласы. Не было девушки, которая бы не умела вязать шаль из козьего пуха, теплые носки и перчатки из овечьей шерсти или вышивать.

Многие занимались коневодством. 15 семей из Старояппарово и 10 из Новояппарово делали кумыс и сдавали на лето свои дома отдыхающим. В Старояппарово жил богач Ахметгали Ахметов, у которого было около ста голов кобылиц. Славился в округе и его кумыс. В 1877 году в его доме на кумысолечении побывал русский писатель Ф.Д. Нефедов («Русские ведомости», 1889 год, № 238).
Где коневодство, там нужны и деревянные колеса, дуги, сбруя, сани-телеги. Поэтому были мастера, освоившие и эти премудрости. Кроме того, кто-то занимался выделкой кожи, другие ткали холстину, а третьи выдалбливали лодки из цельного дерева. Многие драли лыко и плели лапти, арканы для разных нужд.

В начале двадцатого века среди народных промыслов появились такие ремесла, как гончарное дело, изготовление кирпича, деревянных бочек и кадушек, корзин и рыболовных снастей из лозы.
В 1897 году насчитывалось 26 мельниц в деревнях Казангуловской волости. Ветряную мельницу в Старояппарово построил Юмагул Ахмеров. А его сын Валиулла поразил односельчан, собрав первый мини-трактор для хозяйственных нужд.

Много было среди яппаровцев искусных мастериц по выпечке таких национальных блюд, как чак-чак, баурсак, изготовлению вкуснейшей серы из бересты и других кулинарных изысков. Были и свои костоправы, которые передавали свои таланты из поколения в поколение.

В конце 30-ых годов прошлого века в деревне Новояппарово был организован колхоз «Янги тан», который с самых первых лет вошел в число передовых хозяйств. Комбайнер Тимербай Асылгареевич Имамбаев был избран делегатом на первый Всесоюзный съезд передовиков сельского хозяйства за ударный труд и высокие производственные показатели. В Москве он сфотографировался вместе с И.В. Сталиным. Позже был награжден орденом «Знак Почета». Первый председатель колхоза Минивали Султангулов, животновод Нури Салимов, зоотехник Хайдар Галимов, учитель Закир Сыртланов удостоились медалей за добросовестную работу.

Первый председатель колхоза имени Салавата, организованного в деревне Старояппарово, Абдрахман Шайгарданов тоже был делегатом первого Всесоюзного съезда передовиков. А возглавляемое им хозяйство удостоилось республиканского переходящего Красного знамени.

Образцы воинской доблести на фронте и ударного труда в тылу показали яппаровцы и в годы Великой Отечественной войны. Из 86 ушедших на защиту Родины старояппаровцев 56 человек положили свои жизни на алтарь победы. Новояппаровцы проводили на фронт 61 своего земляка, и 34 из них остались лежать на полях сражений. Накануне празднования 70-летия Великой Победы с большим уважением хочется вспомнить имена тех, кому посчастливилось вернуться домой. Это – капитаны Исмагил Ибрагимов и Аубакир Салимов, старший лейтенант Галиахмет Ахтямов, лейтенант Муллабай Саитгареев, а также Мавлеткул Минигулов, Рамазан Нигматуллин, Мухамет Салимгареев, Тимербай Минибаев, Гарей Разяпов, Рахим Усманов, Губайдулла Сулейманов и другие. За доблестный труд в тылу удостоились наград 28 старояппаровцев и 38 новояппаровцев.

В 50-ые годы близлежащие несколько деревень объединились в колхоз «Дим». Эту пору можно назвать расцветом наших сел, так как именно в этот период были построены каменные помещения ферм и складов. На колхозной бахче возделывали арбузы и дыни. Открылись птицеводческие фермы, развивалось коневодство. Наши скакуны не уступали первенства на районных сабантуях. Выросло поколение батыров в национальной борьбе, талантливых кураистов, кубызистов, гармонистов.
Мы вправе гордиться земляками, добившимися успехов в трудовой деятельности и прославившими родной край на всю республику. Это – министр сельского хозяйства БАССР в 1960-1978 годах Шайхетдин Мусинович Гайсин, подполковник Махмут Аубакирович Салимов, талантливый педагог и известный детский писатель, кандидат филологических наук Расима Минибулатовна Ураксина и другие новояппаровцы. А среди старояппаровцев можно назвать имена главы администрации Ишимбайского района Марата Хусаиновича Гайсина, инженера-конструктора одного из уфимских заводов Ирека Хусаиновича Гайсина, журналиста и певца Гульфии Махмутовны Шавалеевой.

Сегодня села Старояппарово и Новояппарово входят в состав Казангуловского сельсовета. В Новояппарово действуют начальные школы, фельдшерско-акушерский пункт, новая мечеть. Наверное, многие из наших земляков, проживающие в самых разных уголках нашей огромной страны, не знакомы с историей своей малой родины. Я был бы очень рад, если моя публикация поможет им хоть немного представить жизнь предков. Было бы очень хорошо установить оградки и надгробные камни на местах захоронения старика Яппара, бабушки Шагиды, богатыря Аллагула, упомянутых в данной статье. Пора переходить от слов о необходимости увековечения их имени к реальным делам. Это станет важным шагом в сохранении исторической памяти нынешних и будущих поколений яппаровцев.



Вернуться назад