Главная > Культура > Коралл, агаты, перламутр – очарование национального костюма
Коралл, агаты, перламутр – очарование национального костюма15-04-2014, 08:53. |
Село Микяшево – одно из самых давних поселений на территории нашего района Основали его башкиры-минцы. Большое и удивительно красивое, со своим несуетливым сельским укладом, со своими преданиями и обычаями, оно привольно раскинулось по берегам небольшой речушки. Пожалуй, никто из ныне здесь живущих не знает историю села лучше Клары Мухамадеевны Хамидуллиной. Человек она во многом уникальный. Проработав до самого выхода на пенсию экономистом в местном хозяйстве, она с бухгалтерской точностью и дотошностью настоящего исследователя собрала и свела воедино данные о гениалогии семи родов, чьи потомки составляют основное население Микяшево. А результат своих изысканий оформила в солидный труд, который вышел в одном из уфимских издательств в виде книги, озаглавленной «История и полное шежере деревни Микяшево Давлекановского района Республики Башкортостан». 250 экземпляров мгновенно разошлись друзьям и знакомым. Издание богато иллюстрировано фотоматериалами, в сборе которых принимал активное участие муж автора, человек, искренне увлекавшийся историей родной земли и, к сожалению, уже покинувший этот мир. Книга интересна еще и тем, что в нее включены стихотворные произведения микяшевцев, посвященные красоте родного села, его людей, природы. И это не случайно. Сама Клара Мухамадеевна – человек по-настоящему творческий. Интерес к истории своего рода, земли дал толчок еще одному увлечению, в котором в полной мере проявился ее талант, как самобытного художника. Мягкие переливы мерцающего всеми цветами бисера на полотне завораживают, узоры, сплетаясь в орнаменте, плотно заполняют собой пространство нагрудника, неотъемлемого атрибута национального костюма башкирской женщины с самых давних времен. Но этот нагрудник, как и другие, хранящиеся в коллекции Клары Мухамадеевны, изготовлен в наше время, умелыми руками мастерицы. А началось все с бабушкиного наследства – старинных монет, коралловых, агатовых бусин, когда-то украшавших собой простой кусочек полотна. Они и стали основой первого произведения, в котором Клара Мухамадеевна постаралась выразить свою любовь к бабушке, доброй и мудрой женщине, и которое посвятила ее светлой памяти. А затем последовали другие нагрудники, с каждым из которых связана своя история. Надо сказать, что народная мастерица не только создает настоящие произведения искусства, но и живо интересуется историей национального костюма. – Такой элемент женской одежды, как нагрудник, – рассказывает она, – обязательно был у каждой башкирской женщины, даже в самой бедной семье. И это было не просто украшение, а собственность женщины, и никто, кроме нее, не мог им распоряжаться. Это было, если можно так сказать, ее достояние, которым она владела единолично: могла подарить что-то из его, часто очень богатого, содержимого, могла продать, передать по наследству. Внешний вид и стоимость его зависели только от достатка семьи. Как правило, хранился нагрудник в личном сундучке женщины, к которому никто, кроме нее, не имел доступа. – У бабушки, – вспоминает Клара Мухамадеевна, – на нагруднике было 17 серебряных монет, целое состояние по тем временам. Для украшения очень часто использовали кораллы, речной перламутр, мелкие морские раковины, жемчуг, которые в наши места доставляли купцы из Оренбургской области, Казахстана, обменивая их на продукцию хозяйственной деятельности местных башкир. Эта любовь к имеющим морское и речное происхождение материалам довольно интересна. Наверное, ее можно объяснить тем, что вода играла очень большую роль в жизни башкирского народа. Кроме того, этот декоративный материал необыкновенно красив сам по себе, а сочный красный цвет, который присущ кораллам, один из самых популярных в национальном костюме. Нагрудник, так же, как и другой обязательный элемент гардероба башкирской девушки и женщины того времени – нарядный платок – позволял в считанные минуты повседневное платье превратить в праздничный наряд. Своей яркой красотой он преображал даже самую бедную одежду. В коллекции Хамидуллиной есть несколько детских нагрудников, которые отличают от взрослых не такой сложный узор, меньшее количество украшений, что делает его более легким и удобным, но не менее красивым. А еще имеются расшитые тесьмой и бисером платки, национальные головные уборы. Как правило, на одно изделие у мастерицы в зависимости от сложности уходит до двух месяцев напряженного, упорного труда. Рисунок самодеятельная художница разрабатывает сама. – Часто идеи приходят в процессе изготовления, – делится Клара Мухамадеевна, – материал словно сам подсказывает, когда раскладываешь его на полотне, какой образ можно воплотить. В работе, посвященной эпосу «Урал-батыр», мне хотелось бы рассказать о старинном башкирском обычае гадать на сорока одном предмете, и так совпало, что в руки мне попал набор перламутра, как раз содержащий необходимое количество частичек, которые и легли в основу узора. В нагрудниках, которые я посвятила своим сестрам, каждая бисеринка так плотно прилегает одна к другой, что кажутся одним целым, так и мы, дочери одной матери, должны быть близки друг к другу. Выполненный в сине-голубых тонах, словно переливающиеся в лунном свете воды глубокого озера, нагрудник – художественное воплощение образа, овеянного легендами Аслыкуля. Любоваться этой рукотворной красотой можно очень долго. Так же, как и слушать рассказ Клары Мухамадеевны об истории родного села и национального костюма, в котором чувствуется искренняя увлеченность неравнодушного к прошлому своей земли и своего народа человека, и такая же искренняя любовь. И, наверное, пока есть в наших селах такие люди, будет живо и само село. Ведь без памяти о прошлом нет и будущего. Вернуться назад |