» » Здравствуйте, односельчане!

Здравствуйте, односельчане!23-06-2015, 11:31


К 235-летию села Аюханово

В данной статье я постаралась изложить то, что знаю об истории своего села, что мне понятно и дорого, что меня волновало и волнует. Понятно, что это – субъективный взгляд, тем более многое взято из того, что сама запомнила с детства.

Поэтому надеюсь, что односельчане отзовутся на мою статью, поделятся на страницах районной газеты своими воспоминаниями, информацией из исторических источников и архивных документов, касающихся нашего села.

Открыв Интернет, недавно увидела обращение своих земляков ко всем выходцам из Аюханово, где сообщалось о предстоящем празднике «Здравствуйте, односельчане!», посвященном 235-летию населенного пункта. Это очень хорошая традиция – встреча односельчан самых разных поколений, которая уже давно стала любимым праздником у нас в республике. Прочитала приглашение организаторов праздника и задумалась…

А многие ли из нас, забыв о будничной суете, бесконечных проблемах, навещают родные деревни и села, чтобы встретиться с родственниками, друзьями, познакомиться с подрастающим поколением, поделиться с ними своими воспоминаниями?! Если кому-то это удается – честь им и хвала. Но вот себя, к сожалению, не могу причислить к этому разряду людей. Поэтому дала себе твердое слово – обязательно принять участие на данном празднике.

Тут передо мной встал другой вопрос: а что я знаю о своем селе? Ведь мне было тринадцать лет, когда уехала из Аюханово в Уфу учиться. Поэтому в первую очередь решила узнать из архивных документов историю возникновения деревни. И вот читаю: «Деревня Аюханово (Старо-Аюханово) возникла на вотчинной земле башкир. Она была основана в 1780 году и берет свое название от имени первопереселенца деревни – Аюхана Уразаева. Согласно договорной записи от 17 февраля 1780 года, башкиры Ногайской дороги, Кыркульминской волости в лице Назыргула Азмина с товарищами отдали служилому татарину Аюхану Уразаеву в оброчное владение на 30 лет земли по реке Деме.
Для заключения этого договора 17 февраля 1780 года в Уфу прибыли команды старшин Ибрагима Мрясева и Алибая Мурзагулова и поверенные от мирских людей той волости, представители разных деревень. По этому договору вотчинная земля была передана мещеряку Аюхану Уразаеву с семейством, перешедшему из Нижегородского уезда в Уфимский уезд, на условиях платежа оброка по 10 копеек в год в течение 30 лет. А если Аюхан и его дети по прошествии 30 лет захотят и дальше жить на этой земле, они могут составить новый договор. До истечения срока он не имел права продавать или закладывать землю. То есть земля в то время находилась в вотчинной собственности башкир. А припущенники выступали как арендаторы на определенных условиях. На отведенной ему земле он мог пользоваться всеми угодьями, пахать землю, косить сено, рубить дрова, ловить рыбу и т.д.»

Согласно «Списку населенных мест по сведениям 1870 года» в деревне насчитывался уже 101 двор, где проживало 518 человек. С ростом численности населения происходило и увеличение количества дворов. Так, в 1906 году их уже насчитывалось 150 с населением 838 человек. Среди жителей были бывшие государственные крестьяне.

В деревне в это время действовала мечеть, имелись две бакалейные лавки, хлебная обдирка, хлебозапасный магазин. Действовало училище. Жители занимались портняжничеством.

В архивных документах, кроме Старо-Аюханово, встречается и деревня Ново-Аюханово, или Мало-Аюханово, расположенная по левому берегу Демы. Когда и кем она была основана, мне пока обнаружить не удалось. По результатам первой Всесоюзной переписи 1926 года в Мало-Аюханово насчитывалось 16 дворов, где проживало 65 человек.

Из истории административно-территориального деления Давлекановского района известно, что деревня Ново-Аюханово в 1926 году входила в состав Соколовского сельского совета, а Старо-Аюханово в том же году относилось к Старо-Аюхановскому сельсовету. 9 февраля 1937 года произошли изменения: Мало-Аюханово из Соколовского сельсовета переведено в состав Рублевского сельского совета. А в 1951 году, когда произошло объединение Раевского и Аюхановского сельсоветов, деревня Старо-Аюханово оказалась в составе Раевского сельского совета. И, наконец, 23 июня 1960 года был упразднен Рублевский сельсовет, и населенный пункт Ново-Аюханово вошел в состав Раевского сельского совета. Вскоре же, 31 октября 1960 года населенные пункты Соколовка и Ново-Аюханово были объединены в один – деревню Соколовка.

Не удалось найти архивных документов и по истории образования колхоза в селе Старо-Аюханово. Помню некоторые сведения только из рассказов мамы. Она вспоминала: «Всю живность, что была в личном хозяйстве – лошадей, коров, телят, овец и т.д. Нужно было отдавать в коллективное хозяйство, т.е. в колхоз». Трудные тогда были годы – техники никакой, колхозные поля пахали на лошадях. А когда в колхозе появился первый трактор «Фордзон», на него смотрели как на диковинку, и на демонстрациях он шел первым, украшенный флагом и цветами.

Работа в колхозе шла денно и нощно: пахали и сеяли, жали руками и вязали снопы. Молотили их чаще зимой, так как с осени главной задачей было убрать хлеб с поля и перевезти снопы под крышу. Жалости к себе никто не ждал. Даже беременные женщины до последнего работали вместе со всеми. Грудных детей приносили кормить прямо в поле.

«Только начал крепнуть колхоз, - рассказывала мама, - грянула война. Все мужское население ушло на фронт. И вся тяжесть колхозных работ легла на женские и неокрепшие детские плечи».
Победный 45-й принес новые надежды, но и трудности были неимоверные. Действовали суровые законы военного времени и в течение последующих лет: за то, что домой прихватили горсточку зерна (а страдали от голода страшно), сажали в тюрьму. Никакие доводы не могли оправдать провинившегося.

Официальное название колхоза «Путь Ильича» берет начало с 1946 года. В стране полная разруха. Чтобы поддержать рабочих в пострадавших от оккупации городах, согласно Постановлению Правительства СССР сельчане обязаны были сдавать с личного подворья мясо, масло, молоко, яйца, шерсть и даже шкуры животных. Село выживало, как могло, было очень тяжело. От голода многих спасали картошка, лебеда и другие съедобные травы.

Нас со школьной скамьи, уже с 8-9 лет привлекали к колхозной работе. Помню, как в слякоть и холод, волоча за собой огромный мешок по стерне, мы собирали колосья, исцарапывая руки и ноги (у многих и обуви-то не было) в кровь. Но никто не роптал, дети рано взрослели и понимали, что это нужно стране, хотя сами и голодали, и болели…

В то трудное время колхоз старался организовать помощь многодетным семьям. Централизованно выпекали хлеб и выдавали по 100 (или по 200 – уже точно не помню) граммов на каждого члена семьи. Помню, когда мама отправляла меня за причитающейся нашей семье порцией хлеба, я молила Бога, чтобы там был довесок к основной порции, который можно будет съесть по пути домой, чтобы не отламывать от целого куска, ибо это сразу стало бы заметно. И я несла хлеб, крепко прижав к груди, как бесценный дар!

Живо помню еще один эпизод из жизни того времени. Дома не было муки, и мама отводила печальный взгляд от детей, чтобы не видеть наши просящие глаза. Но вот раздали по мешку муки по дворам! И мы с утра, едва продрав глаза, сидим и ждем у печки, когда догорят дрова и мама поставит формочки с тестом в печь…

Настал долгожданный момент, мама достает из печи хлеб, нам отламывают краюху и… мы не успели еще поднести хлеб ко рту, как вдруг слышим топот конских копыт, в дом влетает бригадир с огромным мешком и с ходу смахивает весь хлеб со стола в мешок. Мы уже готовы разреветься, а бригадир поясняет: «Зерно оказалось травленым для посева, его смололи по ошибке и раздали людям». Хорошо, хоть вовремя опомнились, случаев отравления вроде не было.

Перед моими глазами вереницей проходят воспоминания из тяжелого послевоенного детства. В то время люди были едины в своем порыве сделать жизнь лучше. Помню, например, демонстрацию 1 Мая. В ней участвовало всё село – от мала до велика. В первых рядах шли передовики колхоза с транспарантами и флагами, у многих в руках были цветы. Шествие сначала проходило по центральной улице, затем сворачивало на верхнюю улицу, где жила и наша семья. Дома там располагались не впритык друг к другу, а свободно, как хуторские усадьбы.

Красочное шествие, обогнув поляну, спускалось к клубу, где после праздничного доклада начинался концерт. Нам, детям, была интересна чисто внешняя, красочная сторона этого мероприятия. К тому же на празднике были сладкие угощения, пусть и скудные, но оттого еще более желанные.

К началу 50-х годов в деревне имелись семилетняя школа, два магазина (саманные строения), рядом была почта, клуб (бывшая мечеть со спиленным минаретом). Чуть позже были построены новый магазин, а рядом – красивое здание сельсовета. В нем же располагалось почтовое отделение, которым заведовал мой отец, Абдуллин Гайнат Абдуллович. Потом это красивое здание почему-то стало жилым домом. Это, вероятно, произошло после объединения Аюхановского и Раевского сельсоветов.

Сегодняшнее село Аюханово имеет вполне современный вид. В нем насчитывается 90 дворов. Центральная улица заасфальтирована. В селе много красивых добротных домов, в каждом из них – газ, вода, современная бытовая техника, у многих – автомобили.

Украшение села – красивый пруд, окаймленный зелеными насаждениями. В этом рукотворном водоеме разводят рыб.

Но есть и такие вещи, которые расстраивают наших земляков. Во-первых, пустует местная школа – из-за того, что детей в Аюханово мало, их возят на автобусе учиться в Раевскую среднюю школу. Хочется также сказать об очаге культуры. Ровно 50 лет назад вместо деревянного клуба построили неказистое кирпичное здание, которое внешне совсем не похоже на очаг культуры, а напоминает скорее какой-то склад. Само слово «клуб» раньше имело глубокое смысловое значение. Там демонстрировали кинофильмы, читали лекции на различные темы, сельская молодежь участвовала в кружках художественной самодеятельности, выступала с концертами, спектаклями. Хотелось бы, чтобы эта традиция вернулась. Но для этого нужно построить нормальный дом культуры. Пусть это будет не грандиозное строение, а просто внешне привлекательное здание, чтобы людям захотелось туда прийти отдохнуть после трудового дня, чтобы там работали кружки по интересам для представителей разных возрастов.

Время не стоит на месте, облик села нужно менять общими усилиями. Можно было бы организовать школьников и молодежь на озеленение центральной улицы, чтобы с обеих ее сторон росли березы, липы, чтобы деревня утопала в зелени. Наши родители гектарами сажали лесополосы и даже деревья в окрестных лесах. Мы тоже помогали им ухаживать за этими деревьями, поливали, пололи, участвовали в санобработке насаждений от вредителей. Теперь стоят эти деревья, как память о наших родителях. Каждое поколение должно оставить свой след на земле. Ведь люди живы до тех пор, пока живые помнят их.

В этом году наша страна грандиозно отметила 70-летие Великой Победы над фашизмом. В связи с этим одной строкой хочется вспомнить имя выходца из нашего села Баязита Фатхлисламовича Баянова (24.01.1909 – 10.04.1945). Он прошел всю войну и умер от полученных ран уже после войны. Это журналист и писатель, который первым ввел в башкирскую прозу военную тематику. Он творил под псевдонимом Баязит Дим. Земляки не забыли своего героя и назвали центральную улицу села Аюханово его именем.

Да, люди живы до тех пор, пока память о них жива в сердцах их потомков, пока живые помнят о них и стремятся увековечить эту память. Именно к этой благородной цели и обращено мероприятие, организуемое руководителями и жителями села Аюханово.
Имя:*
E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: *
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код


Присоединяйтесь к нам Вконтакте!