» » Школьное питание и проблемы воспитания

Школьное питание и проблемы воспитания16-02-2016, 10:28


Школьное питание и проблемы воспитания
Хоть и говорят, что не хлебом единым жив человек, но никуда нам пока не деться от ежедневной потребности в калориях, которые извлекает наш организм из разнообразных продуктов питания, давая энергию, необходимую для жизни. А когда речь идет об организме растущем, то вопрос этот приобретает особо важное значение. Так как дети наши значительную часть времени проводят в образовательных учреждениях, усердно «грызя гранит науки», который особой питательностью не отличается, то забота о том, чтобы слушали они учителя, а не урчание своих животов ложится на школьные столовые. Именно туда, в надежде утолить голод, устремляются на переменах мальчишки и девчонки. Заглянули и мы на эти «фабрики вкусной и здоровой пищи», призванные внести свой весомый вклад в дело воспитания гармоничной и здоровой личности.

Наша рейдовая группа в составе директора комбината школьного питания Энже Ревилевны Ахмадуллиной и корреспондента газеты посетила несколько учебных заведений города и района, чтобы на месте выяснить, как и чем питаются здесь школьники.

Башкирская гимназия-интернат № 3

Время обеда ко времени нашего посещения уже прошло, в столовой было чисто и пусто. В меню в этот день значились: салат из моркови и яблок, тефтели с рисом и соусом, гречневая каша, яблочный напиток, хлеб пшеничный; в качестве полдника были прописаны: булочка «Веснушка» и чай. Занятия уже закончились, но в коридоре нам удалось пообщаться с ребятами-старшеклассниками, двое из которых проживают здесь, в интернате. Два Ильнара и Данил сообщили нам, что своей школьной столовой довольны, кормят хорошо, вкусно. Среди любимых блюд были названы борщ и уха, а также картофельное пюре и тефтели. Особенно мальчиков, которые к тому же занимаются спортом, радовало то, что можно получить добавку. Для тех ребят, кто обучается здесь с отрывом от дома, школьная столовая – единственная возможность получить полноценное горячее питание в течение всего дня, и меню для таких учащихся, конечно, расширено. Так, на завтрак в этот день были: масло порционное, каша рисовая молочная, какао с молоком, хлеб пшеничный; обед, кроме общешкольного набора блюд, был дополнен супом-лапшой домашней; на ужин дети могли отведать плов с курицей, хлеб пшеничный и чай; отдельной строкой шел йогурт, очевидно, в качестве второго ужина. По свидетельству ребят, часто дают фрукты, последний раз это были яблоки, кстати, сладкие. Удивили ребята-третьеклашки, которые признались в своей любви к кашам и котлетам, рожкам и морковным салатам. Однако то, что не все в гимназии разделяют эту любовь, мы убедились, заглянув в четыре бачка для отходов, три из которых были наполнены практически доверху, а один наполовину тем, в чем можно было узнать и гречневую кашу, и морковный салат, и суп, и прочие из представленных в меню блюд. Наверное, этот показатель можно назвать самым объективным.

То, что дети плохо едят каши и супы, нам подтвердила шеф-повар столовой БГИ № 3 Любовь Васильевна Мерзико. Причем, отметила она, как правило, капризничают дети младших классов, так как не приучены к сбалансированной пище, дети постарше более всеядны. Но как бы то ни было, это значит еще и то, что часть детей в этот день, наверняка, осталась голодной, если только не утолила аппетит чипсами и другими вредностями, что, конечно, неправильно, как и то, что деньги, потраченные на оплату питания, оказались частью просто выброшенными.

Энже Ревилевна: Большую роль играет подача блюд к столу. Первым делом мы оцениваем еду по внешнему виду, потом по запаху, затем уже на вкус. В данном случае в одной тарелке уместили кашу, гуляш и салат, все друг на друга. Внешний вид блюда оттолкнул. С персоналом пищеблока была проведена беседа на эту тему. Также не совсем удачным оказалось сочетание блюд. После замечаний были внесены изменения в меню.

Лицей-интернат

Здесь уже весь контингент учащихся проживает непосредственно на территории учебного заведения, а значит, особенно нуждается в полноценном питании. «В день мы кормим в среднем 160 детей, для которых организовано пятиразовое питание, - рассказала нам заведующая столовой лицея-интерната Гузель Наиловна Гильманова. – Особенно охотно ребята едят выпечку: вак-беляши, сосиски в тесте, любят картофельное пюре, колбасу, неохотно едят овощное рагу, рыбные блюда, среди которых тефтели, котлеты, рыба, тушеная с овощами».

За подтверждением этих данных мы обратились к учащимся шестого класса, проведя небольшое исследование. Так, из 17 детей за картошку с котлетой, плов, апельсиновый и лимонный напитки, чай проголосовали большинство. Любителей каш нашлось не более пяти, а рыбы – и того меньше, всего четыре человека. Причем на вопрос, почему же они не любят такую полезную рыбу, мальчики со всей непосредственностью поведали, что настоящие рыбаки, коими они себя, наверное, считают, рыбу не едят, а девочки простодушно сообщили, что им «жалко бедных рыбок».

Э.Р.: Вкус вкусу не указчик – гласит русская поговорка. Идеального меню, удовлетворяющего вкусовые пристрастия всех школьников, не существует. Есть рекомендации по детскому питанию. Школьника нужно кормить рыбой не менее двух-трех раз в неделю. С рыбой ребенок получает не только йод, но и достаточное количество белков и омега-3 жирных кислот. Они влияют на степень концентрации внимания и способность к обучению.

Почему-то не повезло компоту, за него проголосовали всего шесть человек. А целиком меню этого дня состояло из каши пшеничной молочной, чая с сахаром и молоком, масла, сыра и хлеба порционных на завтрак; кофейного напитка и сдобного батона на второй завтрак; салата из свежей моркови, щей из свежей капусты, тефтелей из говядины с картофельным пюре, хлеба и чая с сахаром на обед; отварных макарон с вареной колбасой, хлеба и компота из сухофруктов на ужин; йогурта и плюшки «Новомосковской» на второй ужин. Звучало все это довольно аппетитно, но вот только к концу дня набралось шесть с половиной ведер пищевых отходов, среди которых немалое место занимали и картофельное пюре, и каша, и щи, и многое другое, а, значит, часть детей все же недополучила положенные организму калории.

Э.Р.: При составлении меню всегда должны учитываться рекомендации СанПина по нормам выхода блюд. Бывает, что порции получаются большими. Не каждый ребенок может осилить все представленные блюда. Также нет разбивки на категории питающихся: для детей в возрасте 7-10 лет нормы меньше, 11-18 лет – больше. В итоге получается, что малыши не доедают, а взрослым не хватает своей порции. Данную ситуацию необходимо исправить. Эта же проблема есть и в БГИ № 3.
Здесь хотелось бы немного сказать о витаминах и микроэлементах, которые школьник получает с пищей. Ведь, живя в интернате, основное питание он получает тоже здесь. В процессе взросления потребности в витаминах и микроэлементах растут, а это значит, что родителям нужно знать о полезных веществах и учить этому своих детей.


Итак, витамины группы А содержатся в белковых продуктах (рыба, морепродукты, абрикосы, печень) и отвечают за состояние кожи, органов зрения и иммунитет.

Многочисленные витамины группы В (В1, В2, В12, В6) укрепляют нервную систему, органы пищеварения и кроветворения. Найти эти витамины можно в молоке, яйцах, мясе птицы, зерновых.
Витамин С – здоровый иммунитет вашего ребенка. Найти его в необходимых количествах можно в капусте, цитрусовых, шиповнике и многих овощах и фруктах.

Витамин D отвечает за состояние костей и зубов и находится в рыбных блюдах и яйцах. А вот витамин Е, влияющий на функции эндокринной системы, легко получить из масел и орехов.
Это лишь немногие витамины, которые необходимы школьнику. В случае, если недостаток витаминов проявил себя – школьник стал больше уставать, плохо выглядеть и просыпаться по утрам, пора обращаться к специалистам.

Необходимо направлять вкусовые пристрастия ребенка в сторону здоровой пищи, полноценного питания и дома применять щадящий метод приготовления блюд, при котором максимально сохраняются все полезные свойства продуктов.

Рассветовская СОШ с пришкольным интернатом и дошкольной группой

Школьная столовая в поселке Рассвет – отдельно стоящее здание, окруженное учебными корпусами, с довольно уютной обеденной зоной. Здесь питаются учащиеся школы из местных ребят – около тридцати человек, на которых рассчитан плотный завтрак; обитатели интерната, школьники шести близлежащих населенных пунктов, - 32 человека; дошколята – 18 малышей. Обед уже закончился, но припозднившиеся в столовой девочки старшеклассницы Валя, Катя и Наташа о работе столовой отозвались хорошо. Общее их мнение было: кормят вкусно, лучше, чем в прошлом году, стали давать больше мяса, которое вполне съедобно – не жирное, не жесткое. Из любимых блюд: традиционно – картофельное пюре с мясом, сосиска в тесте, плов и, как ни странно, рыба, а также макароны с сыром.

В этот день полное меню было таким: завтрак – каша молочная, бутерброд с сыром, чай с сахаром и витамином С, хлеб; второй завтрак – плов из курицы, кисель, печенье, конфеты; обед – винегрет овощной, суп с макаронными изделиями, картофельное пюре с рыбой в омлете, чай с сахаром, хлеб пшеничный и дарницкий; ужин – макароны отварные, тефтели из говядины с рисом, чай с сахаром, хлеб; полдник – кофейный напиток, вафли, мандарин; второй ужин – ряженка. На этот раз мы решили не ограничиваться только мнением ребят, а самим провести дегустацию приготовленного обеда. Итак, винегрет был вполне съедобным, овощи проваренные, мягкие, растительное масло в нужном количестве, придраться можно было только к недостатку в нем соли, но это – дело вкуса. Причем, как рассказала рейдовой группе директор Рассветовской СОШ Наталья Султановна Зайнетдинова, все овощи, используемые в школьной столовой, выращены на пришкольном участке и прошли проверку на нитраты, что позволяет не только быть уверенным в их качестве, но и существенно снизить стоимость питания. Вермишелевый суп, несмотря на то, что был постным, тоже оставил хорошее впечатление. Картофельное пюре и запеченная рыба были вкусными, единственное только, рыба показалась немного суховатой. Чай вызвал вопросы своим компотным вкусом. Как выяснилось, для пущей витаминизации в него были добавлены яблоки. Но в целом обед удался. Об этом нам рассказал и специальный бачок, пищевые отходы в котором плескались на самом дне.

– Руководство школы, – поделилась с нами директор, – старается плотно работать в вопросах школьного питания с родителями. Члены родительского комитета регулярно снимают пробы с приготовленных в столовой блюд. Если есть жалобы, мы реагируем сразу, разбираемся, устраняем. И для меня самым главным показателем работы нашей столовой является то, что количество детей, которые в ней питаются, не снижается. Причем все дети посещают столовую добровольно и, как правило, оставляют за собой пустые тарелки.

Э.Р.: При всем благополучии, отсутствие должного контроля со стороны руководства за сроками годности продуктов питания настораживает.

Гимназия № 5

Столовая гимназии № 5 встретила нас гулом голосов. Заканчивался завтрак у младших классов. Малыши торопливо доедали картофельное пюре, напрочь игнорируя аппетитный с виду капустный салат, так что, когда посуда с обеденных столов перекочевала на столы для грязной посуды, от внушительных капустных холмиков, украшавших практически каждую тарелку, рябило в глазах. Возможно, ребята просто не успели справиться с ней за отведенное для приема пищи время, а может, этот витаминный продукт пришелся им не по вкусу. О причинах игнорирования малыши застенчиво умолчали. Зато сосисок среди остатков обеда мы не заметили ни одной. Изрядно удивили малыши-первоклассники, закончившие обед последними, но, практически все, как один, держащие в руках чистые тарелочки. Этот феномен нам объяснила их учительница Татьяна Николаевна Абрамова: «Просто стараюсь ориентировать ребят на то, что нужно доесть все».

Э.Р.: Да, безусловно, если классный руководитель находится около детей и координирует их, дети едят хорошо, не спешат и ведут себя за столом культурно. Те классы, которые остаются без должного внимания со стороны руководителя, едят плохо, шумят и выясняют отношения за столом.
Младшеклассников в этот день в столовой побывало 144 человека, а всего за день здесь проходит до 500 учащихся. Если в меню присутствует каша, то и количество детей, выразивших желание пообедать в школьной столовой, уменьшается. Хорошим спросом пользуется выпечка, а вот с котлетами, как мясными, так и рыбными, дело обстоит неважно, так же, как и с супами. Так как в этот день были любимые всеми детьми сосиски и картошка, то и отходов было не так много, не считая, конечно, напрочь отвергнутую капусту.

«В общем, – поделились с нами встреченные в школьном коридоре девочки шестых-седьмых классов Оля, Настя и Маша, – сейчас кормить стали вкуснее, в борще стало попадаться мясо, а не сало, он стал гуще, каши стали не такими маслеными». Вот только вкус котлет, по их мнению, оставляет желать лучшего, да и полдники стали менее разнообразны, в основном – булочки. А часть ребят и вовсе предпочитает приносить с собой перекусы из дома или плотно завтракать до начала занятий в домашних условиях.

Э.Р.: По данной школе могу сказать, что нарушалась технология приготовления котлет. Повар еще раз изучил технологическую карту. Думаю, теперь результат будет лучше.

Особое недоумение вызвало состояние посуды в школьной столовой. Наверное, все же это недопустимо, когда дети вынуждены пользоваться стаканами с отбитыми ручками, об острые края которых легко можно порезаться. И таких в арсенале столовой оказалось немало.

Э.Р.: Руководство школы уже отреагировало на замечание, и все поврежденные бокалы заменены.
Хочу также сказать, что в данный момент разрабатывается новое меню с учетом вкусовых пристрастий детей, норм питания и разнообразия блюд.

На заметку родителям

С приходом школы в жизнь ребенка следить за его рационом питания для родителей становится все сложнее, хотя принципы питания остаются точно такими же. Если в начальных классах за мальчиками и девочками следят строже, то с наступлением подросткового возраста и появлением карманных денег школьный обед может быть заменен ребенком более привлекательной булочкой или шоколадным батончиком. Но проводить воспитательные беседы и следить за обедами-полдниками все-таки нужно.

В первую очередь, стоит позаботиться о том, чтобы завтрак вашего чада был сытным и полезным. Не позволяйте ребенку не завтракать – это не только может привести к легким нарушениям пищеварения, но и вызвать более серьезные последствия (ожирение, гастрит и т.д.). Оптимальные блюда – горячие: запеканки, каши, яйца. Запивать первый прием пищи также лучше горячим – подойдут какао и чай.

Обед школьника должен состоять из нескольких блюд (трех-четырех). Крайне важны овощной салат и суп – в первом содержатся необходимые витамины и микроэлементы, а второй формирует здоровое пищеварение. Горячее блюдо с мясом или гарниром так же ценно.

Полдник необходим для поддержания обмена веществ – днем калории расходуются активно, поэтому необходимо пополнять запасы энергии. Именно поэтому полдник может состоять преимущественно из углеводов: булочка, сухофрукты в сочетании с фруктом и стаканом чая будут оптимальны.
Ужин не должен быть очень сытным. Особенно это касается семей, которые ужинают поздно. Ориентируйтесь на то, что ужин больше всего похож на второе блюдо обеда.

Больше никаких приемов пищи быть не должно. За два-три часа до сна есть нужно прекращать – дайте еде «уложиться». Максимум, что можно дать ребенку – стакан молока или кефира.
Э. Ахмадуллина, директор комбината школьного питания «Школьник».
Имя:*
E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: *
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код


Присоединяйтесь к нам Вконтакте!