Вы пришли в магазин, а там…2-08-2016, 10:16
На практике люди чаще всего бывают недостаточно осведомлены, что они, как потребители, имеют определенные права, и при возникновении какой-либо конфликтной ситуации теряются под напором другой стороны и несут определенный материальный и моральный ущерб. Рассмотрим несколько наиболее распространенных ситуаций.
Сейчас в каждом достаточно крупном магазине перед входом непосредственно в торговый зал можно увидеть секции с ячейками для хранения вещей. Иногда работники магазина могут довольно настоятельно и даже жестко рекомендовать посетителям оставлять там свои сумки и пакеты. Но при этом здесь же, рядом с местами для хранения, можно увидеть информацию, в которой администрация торгового учреждения уведомляет, что ответственность за оставленные в ячейках вещи она не несет, что, в общем, дает посетителям полное право игнорировать требования персонала, как незаконные.
Если же вы, справедливо полагая, что не можете доверить столь «безответственной администрации» свое имущество, прошли в торговый зал с сумкой, и на выходе охрана или работники магазина требуют, чтобы вы предъявили ее содержимое, можете им в этом отказать на вполне законном основании. Потому что, в соответствии со статьей 27.1 КоАП РФ право на досмотр ваших личных вещей имеет только полиция в присутствии понятых. Причем, если охранник супермаркета пытается применить к вам силу, вы вправе вызвать полицию, так как его действия незаконны и являются превышением его полномочий. При подозрении на совершение посетителем противоправных действий он должен вызывать полицию, которая и будет разбираться.
Может возникнуть и такая весьма неприятная ситуация, когда, проходя между рядами или пирамидами выставленного товара, случайно поскользнувшись на влажном, только что вымытом полу, посетитель магазина случайно что-то роняет или разбивает. Кто в этом случае несет ответственность и оплачивает ущерб? Как правило, сотрудники магазина пытаются взыскать эту сумму с незадачливого посетителя, что неправильно. За товар, находящийся на территории магазина, пока он, по факту купли-продажи не перешел в собственность покупателя, несет ответственность магазин, администрация которого должна создать условия для сохранности своего товара. Это значит, что полы в торговом зале не должны быть скользкими, проходы между стеллажами должны быть достаточно широкими и не загроможденными, а товар выставлен устойчиво, так, чтобы не сыпался при прикосновении и так далее. Заплатить придется только в том случае, если вы испортили товар умышленно, и сотрудники магазина могут это доказать, например, посредством видеозаписи.
Иногда торговые заведения любят устанавливать свои правила поведения посетителей, причем запретительного характера. Например, некоторые магазины не разрешают входить с детской коляской. Нужно помнить, что такой запрет противозаконен. Согласно статьям Конституции 18 и 55 права и свободы человека не могут ограничиваться и являются действующими там, где это не запрещено законом. Ограничение конституционных прав человека согласно статье 136 УК РФ карается штрафом либо лишением свободы. Так что, если охранник на входе преграждает путь вам и вашему малолетнему чаду, мирно сопящему в своем индивидуальном транспортном средстве, можете смело обвинить его в нарушении ваших прав и пригрозить вызвать полицию.
То же самое касается и запрета фотографировать. Магазин является общественным местом, а в общественных местах фотографирование разрешено. Согласно статье 29 п. 4 Конституции РФ «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом». Таким образом, ни продавец магазина, ни его администрация, ни охрана не вправе вам запретить пользоваться в торговом заведении фотоаппаратом. В противном случае это может быть расценено как нарушение законных конституционных прав.
Конечно, перечень наших прав, гражданских и потребительских, не исчерпывается приведенными примерами. И на страницах газеты эта тема еще будет продолжена. Но самое главное, все мы должны знать свои права и уметь аргументированно и последовательно их отстаивать. А при возникновении конфликтных ситуаций обращаться в соответствующие организации, такие, как Роспотребнадзор, телефон которого должен в обязательном порядке быть представлен на информационном стенде любого торгового заведения, так же, как и «Жалобная книга».
Присоединяйтесь к нам Вконтакте!