Налоговый контроль в области контролируемых сделок28-10-2014, 13:25
Введение новых правил налогового контроля за трансфертным ценообразованием в 2011 году по масштабности изменений можно сравнить с принятием части первой Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ).
При этом речь идет не столько о количестве внесенных поправок и нового раздела V.1 в НК РФ, сколько о внедрении кардинально нового подхода в налоговом правоприменении: использование не строгих правил или инструкций, а международных принципов, что предусматривает возрастающую роль профессионального суждения, а также предъявляет принципиально иные и очень высокие требования к уровню подготовки и ответственности соответствующих специалистов как в налоговых органах, так и в бизнес-структурах.
Правила вступили в силу 1 января 2012 года и внесли значительные изменения в текущее законодательство. В частности, введены новые методы для определения взаимозависимости, рыночных цен, требования по предоставлению уведомлений о контролируемых сделках и подготовке документации, обосновывающей рыночный уровень цен для целей налогообложения.
В соответствии со статьей 105.16 Налогового Кодекса Российской Федерации организации, совершившие сделки, подпадающие под критерии статьи 105.14 НК РФ, обязаны предоставить уведомление о контролируемых сделках. И сделать это необходимо не только своевременно, но и качественно, так как некорректное заполнение уведомления о контролируемых сделках может привести как к налоговой, так и к административной ответственности.
Наиболее часто встречающиеся основания для привлечения к ответственности по статье 129.4 Кодекса за представление недостоверных сведений в Уведомлениях, в частности, о количестве контролируемых сделок налогоплательщика, некорректно заполненных полей – «цена», «количество», «контрагент».
Так, например, организацией было своевременно предоставлено в соответствии с п. 1 ст. 105.16 НК РФ первичное уведомление о контролируемых сделках, совершенных в 2012 году, спустя некоторое время уточненное Уведомление о контролируемых сделках, совершенных в 2012 году в соответствии с п. 2 ст. 105.16 НК РФ (в случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления о контролируемых сделках налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление).
Согласно представленному первичному уведомлению данная организация
не отнесла сделку к контролируемой ни по одному из представленных
в уведомлении кодов оснований отнесения к контролируемой. Согласно представленному уточненному уведомлению отраженные в уведомлении контролируемые сделки организация отнесла к коду 122 «Сделка в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли».
В соответствии с приказом ФНС России от 27.07.2012 г. № ММВ-7-13/524@ «Об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках, порядка ее заполнения, а также формата представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме и порядка представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в электронной форме» (зарегистрировано в Минюсте России 30.08.2012 г. № 25323) контролируемая сделка, отраженная в уведомлении, должна была быть отнесена к коду 123 «Сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации (подпункт 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ) перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (подпункт 3 пункта 1 статьи 105.14 НК РФ».
Данная организация не отразила в уведомлении вышеуказанную сделку, как относимую к коду 123 «Сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (подпункт 3 пункта 1 статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации».
Таким образом, данная организация в нарушение статей 105.14, 105.16. НК РФ представила в налоговый орган уведомление о контролируемых сделках, содержащее недостоверные сведения.
В соответствии со ст. 129.4 НК РФ организация была привлечена к ответственности за налоговое правонарушение, а именно к взысканию штрафа в размере 5000 рублей. Кроме того, главный бухгалтер организации был привлечен к административной ответственности за вышеуказанное нарушение в соответствии с ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей.
Учитывая вышеизложенное, обращаем ваше внимание не только на сроки сдачи уведомлений о контролируемых сделках, но и на качество их заполнения, чтобы не допускать подобных случаев. ФНС продолжает практику ежеквартального выпуска обзорных писем по наиболее острым вопросам, связанным с заполнением и представлением уведомлений о контролируемых сделках. Все письма размещаются на сайте ФНС России и имеются в правовых базах данных.
Автор: Е. Блохина, заместитель начальника отдела камеральных проверок № 1 Межрайонной ИФНС России № 31 по РБ.
Присоединяйтесь к нам Вконтакте!