Чтобы первый класс радовал вас31-03-2015, 11:41
Многие родители на вопрос: «Готов ли ваш ребенок к школе?», с достоинством отвечают: «Конечно, он прекрасно считает до ста, умеет писать и читать». Между тем, психологическая готовность малыша к началу регулярных учебных занятий – понятие более многогранное, нежели просто умение читать, писать и считать. Она включает в себя интеллектуальную, социально-личностную, эмоционально-волевую, мотивационную готовность. Что это значит?
Под интеллектуальной готовностью понимают определенный уровень развития психических функций, облегчающих процесс обучения. Это развитые память, воображение, логика, способность обобщать, анализировать и тому подобное. Об умении устанавливать причинно-следственные связи говорит употребление ребенком в речи таких оборотов, как: «...если, то...», «потому что», «поэтому» и т.д. Чтобы проверить уровень развития памяти дошкольника, достаточно узнать, способен ли он запомнить 3-5 слов из 10, не связанных тематически, с первой попытки. Чтобы понять, насколько развито у ребенка воображение, дайте ему импровизированную карту с изображением «клада» – например, карту квартиры. Пусть он найдет указанный на карте «клад». Логическое мышление определяет способность ребенка классифицировать предметы и явления на основе определенных признаков. Ребенок должен уметь перечислить домашних животных, овощи, фрукты, ягоды, деревья и т.п.
Психологическая готовность ребенка к школе должна проявляться также в том, насколько быстро он понимает суть поставленных перед ним задач, насколько точно следует предоставленным алгоритмам и как хорошо планирует свою деятельность.
Под личностно-социальной готовностью ребенка к школе понимают его готовность к новой для себя роли – школьника. Он должен быть готов к взаимодействию со сверстниками, взрослыми, а также уметь контролировать себя и ставить ограничения. Для этого родителям на каком-то этапе необходимо дать ребенку возможность общаться с различными людьми. Пусть он сам устанавливает контакты, не надо его подталкивать или помогать знакомиться. Если ваш малыш не посещал детский сад, что называется, «домашний», постарайтесь почаще бывать с ним на людях, чтобы приучать его к коллективу. Очень важна для ребенка адекватная самооценка. Заниженная или завышенная, она создаст ему проблемы при обучении в школе.
Когда будущих первоклашек спрашивают, почему они хотят в школу, многие приводят в качестве аргументов что угодно: красивый портфель, форму, стремление быть похожим на старшего брата, сестру, но не желание учиться. В этом случае родители должны объяснить, зачем дети ходят в школу, и сформировать у ребенка желание учиться, познавать новое. Для этого предоставьте ему больше самостоятельности в действиях, поощряйте достижение результата. Не пугая ребенка, объясните, что в школе его не будут хвалить за каждую мелочь, у него будут задания, которые надо будет выполнять. В то же время настройте его на успех и дайте понять, что вы в него верите.
Часто бывает так, что ребенок, до школы охотно посещавший подготовительные занятия, отказывается ходить в школу и учить уроки. Дело в том, что если дошкольные занятия проходили в игровой форме, то система обучения в школе может на первый взгляд показаться скучной и неинтересной. Конечно, многое в этом случае зависит от педагога, но и родители должны помочь своему ребенку обрести эмоционально-волевую готовность к школе. Например, предложив ему игры с твердыми правилами, которые не только научат ребенка выдержке, но и научат его достойно проигрывать.
Готовиться к школе нужно заранее. И лучше делать это постепенно, в течение всего дошкольного периода. Только тогда сформируется психологическая готовность ребенка к школе, и первый класс будет пройден им без проблем.
Под интеллектуальной готовностью понимают определенный уровень развития психических функций, облегчающих процесс обучения. Это развитые память, воображение, логика, способность обобщать, анализировать и тому подобное. Об умении устанавливать причинно-следственные связи говорит употребление ребенком в речи таких оборотов, как: «...если, то...», «потому что», «поэтому» и т.д. Чтобы проверить уровень развития памяти дошкольника, достаточно узнать, способен ли он запомнить 3-5 слов из 10, не связанных тематически, с первой попытки. Чтобы понять, насколько развито у ребенка воображение, дайте ему импровизированную карту с изображением «клада» – например, карту квартиры. Пусть он найдет указанный на карте «клад». Логическое мышление определяет способность ребенка классифицировать предметы и явления на основе определенных признаков. Ребенок должен уметь перечислить домашних животных, овощи, фрукты, ягоды, деревья и т.п.
Психологическая готовность ребенка к школе должна проявляться также в том, насколько быстро он понимает суть поставленных перед ним задач, насколько точно следует предоставленным алгоритмам и как хорошо планирует свою деятельность.
Под личностно-социальной готовностью ребенка к школе понимают его готовность к новой для себя роли – школьника. Он должен быть готов к взаимодействию со сверстниками, взрослыми, а также уметь контролировать себя и ставить ограничения. Для этого родителям на каком-то этапе необходимо дать ребенку возможность общаться с различными людьми. Пусть он сам устанавливает контакты, не надо его подталкивать или помогать знакомиться. Если ваш малыш не посещал детский сад, что называется, «домашний», постарайтесь почаще бывать с ним на людях, чтобы приучать его к коллективу. Очень важна для ребенка адекватная самооценка. Заниженная или завышенная, она создаст ему проблемы при обучении в школе.
Когда будущих первоклашек спрашивают, почему они хотят в школу, многие приводят в качестве аргументов что угодно: красивый портфель, форму, стремление быть похожим на старшего брата, сестру, но не желание учиться. В этом случае родители должны объяснить, зачем дети ходят в школу, и сформировать у ребенка желание учиться, познавать новое. Для этого предоставьте ему больше самостоятельности в действиях, поощряйте достижение результата. Не пугая ребенка, объясните, что в школе его не будут хвалить за каждую мелочь, у него будут задания, которые надо будет выполнять. В то же время настройте его на успех и дайте понять, что вы в него верите.
Часто бывает так, что ребенок, до школы охотно посещавший подготовительные занятия, отказывается ходить в школу и учить уроки. Дело в том, что если дошкольные занятия проходили в игровой форме, то система обучения в школе может на первый взгляд показаться скучной и неинтересной. Конечно, многое в этом случае зависит от педагога, но и родители должны помочь своему ребенку обрести эмоционально-волевую готовность к школе. Например, предложив ему игры с твердыми правилами, которые не только научат ребенка выдержке, но и научат его достойно проигрывать.
Готовиться к школе нужно заранее. И лучше делать это постепенно, в течение всего дошкольного периода. Только тогда сформируется психологическая готовность ребенка к школе, и первый класс будет пройден им без проблем.
Присоединяйтесь к нам Вконтакте!