Главная > Новости > Рустэм Хамитов: «Мы – надежные люди!» (интервью журналу «Государственная служба»)

Рустэм Хамитов: «Мы – надежные люди!» (интервью журналу «Государственная служба»)

17-06-2015, 11:07.
Рустэм Хамитов: «Мы – надежные люди!» (интервью журналу «Государственная служба»)
Республика Башкортостан – поступательно развивающийся регион Российской Федерации с диверсифицированной экономикой и стабильными социальными отношениями. Но и здесь готовятся к кризису. Особое значение для того, чтобы не допустить снижения уровня жизни людей, регресса в промышленном и сельскохозяйственном производстве, приобретает эффективность работы государственной и муниципальной службы. Именно это и стало темой интервью Главы Республики Башкортостан Рустэма Закиевича Хамитова, которое он дал журналу «Государственная служба».

Уважаемый Рустэм Закиевич! Сегодня кризисные явления затронули самые разные секторы общественного развития, государственное управление. Как Вы оцениваете возникшие риски?

– 25 лет построения рыночной экономики в России уже почти приучили общество к тому, что экономические кризисы – это не явление из учебника, а самая настоящая реальность. И что кризисы имеют свойство начинаться, развиваться, но, к счастью, со временем и заканчиваться. Это как инфекционная болезнь, только голова болит у общества и власти, и не от высокой температуры, а от снижения экономических показателей, нехватки денег, дисбаланса спроса и предложения, и прочих невеселых вещей. Продолжая медицинскую аналогию, можно сказать, что кризисы, как и любую болезнь, необходимо лечить. Упорно и последовательно. В том числе это касается и укрепления системы управления, и прежде всего ее основы – государственной службы, которая, в моем понимании, является «иммунной» системой государственного организма.

В Башкортостане в 1990-2000-е годы исповедовалась авторитарная модель управления. Это было веление времени. Экономику в те годы постоянно лихорадило и удержать ее на плаву проще всего было таким способом. Но с течением времени необходимо было на уровне региональной власти переходить к более демократичным формам работы, а этого не происходило, и республика, в том числе и по этой причине, начала неотвратимо отставать от субъектов-лидеров по многим параметрам социального развития.

Уже в начале своей работы в Башкортостане я с очевидностью осознал, что надо отказываться от авторитарной модели управления, и прежде всего в государственной службе, и что необходимо стремиться вовлечь своих коллег в процесс генерации и реализации новых идей и предложений, что надо разворачивать власть к нуждам и проблемам людей, а не только к исполнению приказов и поручений своих непосредственных руководителей.

Прошло почти пять лет, и я могу констатировать, что нам надо еще многое сделать. Процесс формирования и становления государственной службы очень сложный, длительный. Нужно прививать соответствующую культуру, необходимо переучивать чиновников, менять психологию и образ действий. Это сложно. Наверное, и у меня вначале был чрезмерный оптимизм по поводу того, что довольно быстро удастся сделать республиканскую власть современной и, главное, близкой и полезной для граждан.

Хотя, конечно, подвижки есть, и мы добились определенных результатов. Башкортостан – надежный, крепкий регион Российской Федерации. Это следствие того, что нам в известной мере удалось модифицировать подходы к несению государственной гражданской службы. Я с самого первого дня работы своим подчиненным внушаю очевидную мысль: «Мы на службе, мы на государственной службе!». Довольно широко распространено другое мнение, что госслужба, это – кормление, исполнение поручений начальства – и не более того. Идею, что мы являемся государственными служащими, работающими на благо общества, постоянно внедряю в сознание своих коллег. Это первое.

Второе. Продолжаю настаивать на том, что государственный служащий, муниципальный служащий – не «распределитель» благ, не «раздаватель» денег из бюджета, а «формирователь» морального климата в обществе, это – человек, который не только своим личным примером показывает, что необходимо ответственно относиться к работе для пользы людей, но и сам формирует на местах такую идеологию. Правда, пока эти подходы не стали общими. Они утвердились выборочно, фрагментарно. Но положительная динамика в укреплении таких взглядов есть. У меня в почте стало меньше писем и обращений с жалобами на местное начальство, заметно снизилось число общественных конфликтов в городах и селах. Значит, власть становится ближе к людям. Это и есть первые результаты работы.

Сейчас – важный этап развития государственной службы. Главный момент – осуществление гармоничного взаимодействия муниципального, регионального и федерального уровней власти. Совершенствование таких отношений – задача непростая не только в масштабах республики, но и страны. Хорошо знаю этот вопрос, потому что сам более пяти лет проработал на федеральной государственной службе и уже почти пять лет тружусь в субъекте Федерации.

Какие же необходимы меры? Что в первую очередь следует сделать? Может ли содействовать улучшению ситуации на государственной службе создание единого органа по управлению госслужбой, о чем уже давно говорится и что было внесено в законы?

– Развитие должно идти по линии консолидации, взаимопомощи и взаимной поддержки. Сегодня органы федеральной власти на местах порой оторваны от интересов региональных, тем более, муниципальных. Ни одно из многочисленных представительств федеральной власти, а у нас работает около 70 структур федерального уровня, впрямую не заинтересовано в опережающем развитии региона. У них нет соответствующего целевого показателя работы. Они выполняют свои узковедомственные функции. Может быть, это формально верно, но работа федеральных органов сильно влияет на результаты деятельности всей властной системы региона. Рост и развитие территории возможны только при заинтересованном и неравнодушном подходе, может быть, даже при эмоциональном восприятии действительности всеми ветвями власти, когда главная цель, развитие региона, становится доминирующей и определяющей.

Федеральные и региональные структуры, объединенные общей целью, должны действовать синхронно. У региональной власти не должно быть ощущения, что федеральные органы отстраненно подходят к рассмотрению проблем повседневной жизни. А «федералы» не должны видеть в региональной власти «младших» партнеров.

Не должно существовать в субъектах Федерации двух параллельных управленческих миров, каждый из которых живет своей жизнью, и «пограничная зона» между ними очень тоненькая.
Правда, и в мире примеров подобного разделения властей немало: в ряде стран служащих тоже делят на «регионалов» и «федералов», проводят между ними водораздел, перейти который почти невозможно. Так что это, похоже, мировая проблема.

Есть ли универсальный рецепт гармонизации отношений – сказать трудно. Одни требуют немедленной передачи почти всех властных полномочий на региональный уровень, другие – наоборот, предлагают «поднять» все функции управления в федеральный центр. Очевидно, что нужно продолжать искать оптимальный вариант, сочетающий интересы всех уровней власти.
Вместе с тем, надо отметить, что большую практическую работу по формированию единого управленческого поля проводят Администрация Президента Российской Федерации и федеральные округа. Стремление, например, полпредства Президента в Приволжском федеральном округе постоянно сближать федеральную и региональную составляющие власти абсолютно очевидно и правильно.

В организации совместной федеральной и региональной деятельности особенно заинтересованы субъекты Федерации. Нам, в регионах, надо способствовать и тому, чтобы росли местные кадры, наши люди, чтобы они работали на руководящих должностях в федеральных структурах. А где, как не у себя, человек в полной мере может реализоваться? И еще один аспект. Понятно, что в силу разных причин (фамилия, язык, менталитет) человеку коренной национальности из российских республик труднее делать карьеру на другой территории, он только здесь, на малой родине, порой может проявить себя по-настоящему. Государственная служба должна быть естественным «успокоителем» межнациональных вопросов. В служении государству и людям главную роль играет профессиональное, преданное отношение к делу. Справедливость в этом вопросе очень важна.
Уникальность нашей страны – в многообразии народов, ее населяющих. В субъектах, в глубинке люди продолжают жить традициями, обычаями своих предков. Искусственно нарушать этот привычный образ жизни нельзя. Только умеренные и спокойные преобразования, без потрясений и судорожного навязывания западных жизненных стандартов, дадут необходимый рост экономики и качества жизни, сохраняя моральный стержень традиционного общества. Хотя, конечно, двадцать лет либеральной экономики, неустанной пропаганды прибыли и успеха, публичной вседозволенности серьезно пошатнули нравственное здоровье людей.

– Говоря о необходимости совершенствовать систему государственной службы, мы, наверное, не должны забывать о местном самоуправлении, его роли в системе управления страной.

– Мое понимание ситуации такое: муниципалитеты, местная власть сегодня неформально являются продолжением государственной управленческой вертикали. Например, городской или районный муниципалитет ощущает себя элементом государственной властной структуры. И не только потому, что это дает какие-то преференции, ресурсы, а в связи с тем, что население воспринимает все ветви исполнительной власти как единый управленческий организм. Такая модель региональной и местной власти в России действует много десятилетий и прочно укоренилась в сознании людей.
Далее. Очевидно, что на местном уровне необходимо активнее вовлекать людей в рассмотрение и решение локальных территориальных вопросов, чтобы они обсуждали их, вырабатывали неформальные, заинтересованные предложения, например, по финансированию, строительству того или иного муниципального объекта, по наведению порядка в поселениях. Ведь сегодня проблема не в том, как власть формально устроена, а в том, что люди порой отрешены от рассмотрения и принятия решений, их мнение не учитывается при обсуждении планов развития, финансирования проектов и программ.

К счастью, у нас в республике не возникает каких-либо сшибок, противоречий по поводу того, какой должна быть местная власть. Муниципалитеты фактически являются элементами общей системы управления. А любой глава администрации муниципалитета или городского округа вам скажет: «Мы интегрированы в систему единой власти». Хотя, безусловно, законодательство о муниципалитетах никто из них старается не нарушать.

Какова экономическая перспектива государственной службы на ближайшее время, по Вашим оценкам, что будет с рабочими местами на госслужбе? Будут ли сокращения? Думаю, что этот вопрос волнует людей не только в Башкортостане, но и в Москве.

– Безусловно, меньше всего хотелось бы заниматься оптимизацией, сокращениями, оставлением людей без работы, хотя мы понимаем, что по ряду направлений есть и избыточная численность, есть и невысокая производительность труда. За годы своей работы я почти не прибегал к использованию административных «ножниц». Но иногда приходится действовать и таким образом. Однако даже ушедшие с госслужбы чиновники довольно быстро находят себя в других сферах, поскольку имеют опыт системной работы и неплохие компетенции во многих отраслях экономики.
Часто говорят, и это рефреном звучит во всех средствах массовой информации, что у нас «развели чиновничество», что «кругом чиновники», что они «дышать не дают». А ведь государственный служащий сегодня нагружен огромным количеством дел: число законов растет такими быстрыми темпами, что выполнить все многообразие обязанностей, которые на власть накладывает всё усложняющееся правовое поле, без значительной численности государственных служащих невозможно. Невозможно! И сказать о том, что у работников государственных учреждений какие-то особые преференции, что они на службе чувствуют себя вольготно и ничего не делают, нельзя. Я знаю, как много и активно люди работают в федеральных министерствах и ведомствах, знаю, как работают в субъектах – редко, когда ключевые служащие уходят раньше 8-9 вечера. Это очень сложная работа, очень ответственная, и упрощенно судить о ней – большое заблуждение. Уничижительно отзываться о труде государственных служащих совершенно неправильно. Мы стараемся очень тщательно, очень бережно подходить к нашим людям.

Главное – это люди. Первичны не схемы и структуры, а люди. Прекрасная схема при плохих исполнителях не работает. И наоборот, бывает, что сильный работник вытаскивает дело даже в заведомо слабой структуре.

Башкортостан стал хозяином многих крупных мероприятий: у вас было заседание Госсовета, впереди – саммиты стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южно-Африканская Республика). Расскажите, пожалуйста, об этом. Наверное, сегодня есть между регионами своего рода соперничество за проведение подобных крупных мероприятий, за инвестиции?

– Конечно, соперничество между регионами есть, и не только соперничество, но даже и жесткая конкуренция. И прежде всего, в сфере экономической. Может быть, это и правильно. Но я думаю, что все же роль федерального центра должна проявляться в том, чтобы сбивать «высокий градус» конкуренции между регионами, в том, чтобы правильно расставлялись приоритеты в экономике, справедливо распределять ресурсы и полномочия. Нам нужно помогать находить инвесторов в соответствии с теми компетенциями, которые есть на территории, в прогнозировании развития субъектов, в стратегическом планировании, гармонизации наших отношений с естественными монополиями.

Понятно, что регионы конкурируют между собой за то, чтобы у них проходили знаковые события. И не только потому, что они (форумы и саммиты) ведут к финансовой помощи и поддержке из федерального центра, но и прежде всего потому, что привлекают к себе всеобщее и пристальное внимание – регион становится на слуху, вызывает интерес у деловых людей и инвесторов, завязываются новые экономические и гуманитарные связи и отношения.

Саммиты ШОС и БРИКС мы обязаны провести на хорошем уровне, достойно подготовить инфраструктуру, поскольку от этого зависит имидж страны в целом, а не только республики.
Федеральная власть, безусловно, помогла нам в реконструкции аэродрома, в проведении работ по берегоукреплению, по строительству дорог. Мы не смогли бы этого сделать, не будь такой поддержки.

Республика Башкортостан… Что это для Вас? Что бы Вы порекомендовали гостю республики посмотреть, куда пойти, с кем познакомиться?

– Еще раз хочу вернуться к своему определению: Башкортостан – надежный субъект Федерации и в промышленном производстве, и в общественно-политическом плане. У нас люди – настоящие патриоты и страны, и республики. У нас нет сложностей в отношениях с федеральным центром. Мы – надежные люди. Для меня, как инженера, надежность является наилучшей характеристикой сложной системы, когда нет отказов и внезапных поломок. Конечно, мы не роботы – эмоции, чувства порой захватывают нас, в том числе и по вопросам справедливого устройства системы управления, разграничения полномочий, распределения финансов. Важно, что в этих главных вопросах мы находим поддержку у Президента страны. Это позволяет нам с еще большей надеждой смотреть в будущее.

В республике много ярких, талантливых людей. Для российского государства выходцами из нашей республики многое сделано. Еще 200 лет назад башкирские полки в составе российского войска вошли в Париж. В годы Великой Отечественной войны почти 700 тысяч человек ушли из Башкирии на фронт. Половина не вернулась. Вечная им память… Каждый третий танк и самолет заправлялись на фронтах войны топливом из башкирской нефти. Башкортостан дал стране много крупных руководителей, военачальников, деятелей культуры и науки. На земле Салавата Юлаева и Сергея Аксакова родились и выросли Рудольф Нуреев и Владимир Спиваков, Людмила Улицкая и Инна Чурикова, Сергей Довлатов, Земфира, братья Абдразаковы и многие-многие другие.

Гости республики с удовольствием отмечают красоту нашей природы, незабываемые горные и степные ландшафты. Сплавы по рекам, путешествия на лошадях, горнолыжные курорты, лечение кумысом и бортевым, натуральным мёдом, санатории и здравницы – всё это привлекает к нам многочисленных туристов не только из соседних регионов, но и из-за рубежа. В республике живут и трудятся одаренные люди – артисты, живописцы, музыканты, писатели, формирующие колоссальный культурный пласт как башкирского, так и всемирного наследия. Театры, концертные залы, выставки постоянно заполнены зрителями, любителями искусства. В республике интересно жить и работать.
У нас красивая, благодатная земля. И не зря говорят: «Солнечный Башкортостан». Это не только о природе: мы сами открытые, приветливые, гостеприимные люди. «Башкирский» – своего рода знак качества не только нашего меда, но и нашей работы, и отношений между людьми.




Вернуться назад