Главная > Новости > Самая близкая к народу власть

Самая близкая к народу власть

21-04-2016, 10:14.
Самая близкая к народу власть
В преддверии Дня местного самоуправления наш корреспондент встретился с секретарем Совета муниципального района Давлекановский район Р.А. Шафиковой и попросил ее ответить на некоторые вопросы, касающиеся организации системы местного самоуправления.

– Рима Ахметшиновна, что представляет собой система местного самоуправления?

– Местное самоуправление (далее МСУ) – это уровень публичной власти, наиболее приближенной к населению с его повседневными заботами и проблемами, а также форма народовластия, обеспечивающая граждан возможностью самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения.

В этом ее живая суть и предназначение. К слову, впервые в российской истории принцип МСУ как полноценного уровня публичной власти в полной мере был закреплен в нормах современной Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года.

Становление системы местного самоуправления шло не совсем гладко. Ее возрождение и развитие связано с принятием Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подписанного 6 октября 2003 года. До этого в нашей стране не было единой системы территориальной организации МСУ. Это означает, что в каждом регионе могли создаваться не только разные муниципальные образования, но и различные уровни осуществления МСУ. Этапы развития таковы: в 2005 году был проведен референдум, в 2006-ом вступил в силу ФЗ № 131, но в полном объеме закон «заработал» только в январе 2009 года.

Справедливости ради нужно сказать, что многие десятилетия жесткой централизованной системы управления в государстве забыты собственные исторические традиции самостоятельного решения населением своих же, общих для конкретного поселения повседневных вопросов.

– Неужели все так плохо, и наши граждане проявляют пассивность в вопросах МСУ?

– Я бы не стала так драматизировать. Активных, неравнодушных людей достаточно много. Возможно, местная власть их вовремя не замечает? Сегодня есть попытки установить обратную связь и вести живой диалог с жителями города и района.

В настоящее время вот уже на протяжении месяца в городе проходят собрания граждан, встречи трудовых коллективов предприятий и организаций с главами муниципального района и городского поселения, представителями Совета муниципального района и Общественного совета, специалистами различных ведомств и служб.

Целью этих собраний является совместная выработка стратегии развития района, желание представителей власти услышать проблемы граждан. Думаю, со временем у нас сложится добрая традиция обсуждать все злободневные вопросы с гражданами, проживающими на территории муниципалитета. Особый интерес сегодня вызывают такие организации, как Общественный совет, территориальное общественное самоуправление и т.д.

Подробнее хотелось бы остановиться на институте старост. На сегодняшний день в 16 сельских поселениях свою деятельность ведут 58 сельских старост. Исторически сложилось, что статусом старост могут обладать только самые уважаемые и авторитетные люди. Создана достаточная нормативная база для функционирования вышеназванного института. В каждом сельском поселении разработано и утверждено Положение о старосте села. Есть и положительный опыт. К примеру, в сельских поселениях Алгинский, Курманкеевский, Рассветовский, Чуюнчинский, Ивановский, Соколовский сельсоветы все вопросы местного значения решаются жителями. Если в муниципалитете девять или десять населенных пунктов, главе сельского поселения успеть повсюду без помощи старост практически невозможно. Хотя в Федеральном законе № 131-ФЗ институт старост никак не отражен. В связи с этим в 2015 году нами было направлено обращение в Ассоциацию «Совет муниципальных образований Республики Башкортостан» о включении его в закон, чтобы граждане по месту жительства на части территории муниципального образования самостоятельно могли решать насущные вопросы совместно с местной властью.

– Дефицит финансовых средств порой затрудняет решение муниципалитетом многочисленных вопросов организации жизнедеятельности населения. В чем выход из данной ситуации?

– Действительно, по Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закону РБ «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» полномочий у органов МСУ достаточно, хотя никто никогда не считал, сколько нужно денежных средств для исполнения полномочий и решения вопросов местного значения в рамках законодательства. Естественно, контролирующие органы наказывают муниципалитеты за невыполнение полномочий, прописанных в законе. Наверное, пришло время принять поправку к закону – о том, что главы администраций несут ответственность только в пределах утвержденного представительным органом бюджета.

В то же время жизнь продолжается, проблемы нужно решать сегодня. Не удивительно, что глава администрации муниципального района Давлекановский район ставит задачу увеличения налогооблагаемой базы, создания благоприятного климата для инвесторов, пополнения местных бюджетов и обеспечения дальнейшего развития района.

– Правда ли, что за годы, прошедшие с момента принятого Федерального закона № 131-ФЗ, объем полномочий органов МСУ увеличился?

– Если в 2003 году за городскими округами было закреплено 27 вопросов, за поселениями – 22 вопроса, а за муниципальными районами – 20, то сейчас соответственно 44, 39 и 38 полномочий.
Требования контрольно-надзорных органов зачастую несопоставимы с финансовыми возможностями муниципальных бюджетов. К настоящему времени назрела необходимость законодательного урегулирования взаимодействия контроля надзорных органов с органами МСУ. Складывается впечатление, что органы МСУ стали объектами выполнения плана проверок юридических лиц, так как иные юридические лица защищены соответствующими федеральным законодательством, и источниками исполнения контрольных цифр налагаемых штрафов. К тому же, в большинстве своем сельские поселения не имеют достаточно специалистов, а попросту – юристов, в своем штате, которые могли бы грамотно оспорить наложенные штрафы или выданные предписания.

Практика показывает, что в Федеральный закон № 131-ФЗ также необходимо включить главу, посвященную правовому статусу депутата органа МСУ. Кроме того, должны быть законодательно закреплены права и обязанности депутата, основания досрочного отзыва, гарантии депутатской деятельности и ответственности депутата органа МСУ.

Такое положение негативно отражается на деятельности представительного органа местного самоуправления.

– Рима Ахметшиновна, а какие существуют формы депутатской деятельности?

– Депутаты ведут деятельность по двум основным направлениям: работа с избирателями и работа в представительном органе. Работа с избирателями проводится главным образом в избирательном округе. Депутат принимает меры по обеспечению прав, законных интересов избирателей; рассматривает поступившие от них предложения, заявления, жалобы, ведет прием граждан и т.д.
Работа в Совете строится в различных формах, это и участие в заседаниях Совета, в работе постоянных комиссий, и работа с избирателями в своем округе. К числу наиболее важных правомочий, реализуемых депутатами на заседаниях Совета, следует отнести депутатский запрос. Руководители, к которым обратился депутат, обязаны дать письменный ответ на обращение, а также предоставить запрашиваемые документы или сведения в порядке и в сроки, аналогичные порядку и срокам рассмотрения письменных обращений граждан, установленным Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Законом РБ от 12 декабря 2006 года № 391-З «Об обращениях граждан в Республике Башкортостан».

– В день профессионального праздника что бы Вы хотели пожелать своим коллегам, работникам органов местного самоуправления?

– Разумеется, успешной работы, удачи в добрых делах, мира и благоденствия в обществе, крепкого здоровья и благополучия в семьях.



Вернуться назад