Главная > Образование > Система образования сегодня

Система образования сегодня

25-08-2016, 10:11.
Система образования сегодня
Накануне Дня знаний редакция газеты попросила начальника отдела образования Ю.А. Иванко поделиться основными итогами прошедшего учебного года и рассказать о приоритетных направлениях работы школ города и района.

– Юрий Алексеевич, прокомментируйте, пожалуйста, характер проведения и результаты ЕГЭ этого года.

– Отделом образования была поставлена задача максимально справедливого проведения экзаменов, когда все выпускники оказываются в равных условиях и никто не может воспользоваться шпаргалками и помощью из вне. Для этого к организаторам в аудиториях были предъявлены самые серьезные требования, а роль общественных наблюдателей на ЕГЭ была отведена членам районного общественного совета. Как и всегда, процедура единого экзамена прошла в штатном режиме, без единого нарушения.

Что касается итогов, они оказались ожидаемыми. В сравнении с прошлым годом произошел рост качества знаний почти по всем дисциплинам. Лучшие результаты по району показали выпускники гимназии № 5. По итогам республиканского мониторинга, гимназия № 5 вошла в десятку школ Башкортостана, продемонстрировавших лучшие средние баллы по всем предметам.

Впервые в истории проведения единых экзаменов в районе появился стобалльник. Максимальное количество баллов по русскому языку набрала выпускница средней школы № 7 Надежда Лопатко (учитель Н.П. Шаркова). Есть у нас, к сожалению, и плохие показатели: на сегодняшний день трое выпускников из деревень Романовки и Раево еще не получили аттестаты, так как не справились с заданиями по математике ни в основной день, ни в срок пересдачи. 8 сентября им будет предоставлена дополнительная возможность еще раз попробовать свои силы.

– На республиканском августовском совещании в Уфе Глава региона Рустэм Хамитов отметил в качестве гаранта будущих позитивных экономических и социальных изменений электронное образование в школах. Какие ощутимые сдвиги в этом отношении происходят в нашей системе образования?

– Их у наших педагогов и школьников немало. Но отмечу только тот факт, что для полноценного электронного образования школам нужен широкий доступ к Интернету. Поэтому нами поставлена задача обеспечить стопроцентным доступом к международной информационной сети каждый учебный кабинет в этом году городских школ. На сегодняшний день эта задача полностью решена в башкирской гимназии-интернате № 3, лицее № 4, гимназии № 5. К концу сентября этот список дополнится средней школой № 7. Средняя школа № 1 на момент ввода в строй также будет соответствовать требованиям времени.

– Современная школа не только дает обучающимся бесплатные знания, но и предоставляет дополнительные образовательные услуги за умеренную плату. Насколько развито это направление в наших школах?

– Для повышения оплаты труда педагогов и привлечения внебюджетных средств создана сеть ресурсных центров на базе городских школ по углубленному изучению отдельных предметов, введено раннее изучение английского языка в детских садах (на базе школ), а также организовано платное посещение групп продленного дня. Школы, активно включившиеся в процесс предоставления платных образовательных услуг, получили дополнительные средства на укрепление своей материально-технической базы и увеличение стимулирующих выплат для педагогов. Здесь лидирует лицей № 4. Его педагоги заработали за год более 700 тысяч рублей.

– Многие нынешние школьники ждут от обучения связи с будущей жизнью. Что может предложить школа ребенку в этом плане?

– Для того чтобы на выходе из школы выпускник был ориентирован на процесс возможной предпринимательской деятельности, нами запущен механизм по созданию в районе так называемого бизнес-образования. Первые шаги уже сделаны. В новом учебном году занятия продолжатся в двух возрастных группах: с учащимися средних классов будут работать школьные учителя, а со старшеклассниками и рабочей молодежью – педагоги Стерлитамакского филиала БашГУ и специалисты отдела экономики администрации района.

Учитывая потребность рынка труда в специалистах технической направленности, мы включились в создание кружков робототехники, развивающих в школьниках современную инженерную мысль. Такие кружки успешно работают в лицее № 4, БГИ № 3. В помещении бывшей средней школы № 6 Дом детского творчества открывает лабораторию программирования. На средства местного бюджета будет приобретено оборудование еще для одного класса робототехники. Все это – первые шаги для создания детского технопарка.

– Какая роль в системе образования отводится физическому воспитанию детей и подростков?

– Занятия физкультурой и спортом – это и путь к укреплению здоровья подрастающего поколения, и дополнительная возможность увести школьников с улицы, занять полезным, интересным делом, развить в них волевые качества, интерес к здоровому образу жизни. В связи с этим на базе Детско-юношеской спортивной школы «Самбо-75» создан центр тестирования по нормативам ГТО. Во втором полугодии школьники уже тестировались на сдачу норм и показали хорошие результаты.

В период летней оздоровительной кампании кроме традиционных были задействованы новые формы отдыха ребят: на берегу озера Аслыкуль в три смены успешно функционировали профильные палаточные лагеря, а также состоялся туристический слет. Для обеспечения детей и подростков полезными формами досуга на базе средней школы № 1 планируется открыть секции бокса и спортивного альпинизма. Площадка с искусственным покрытием в районе ФОКа тоже будет собирать немало желающих провести время с пользой для и здоровья, и настроения.

–В прошедшем учебном году проходили изменения в системе школьного питания. На что они направлены?

– С сентября в городских школах планируется переход на автоматизированную систему учета питания школьников. Теперь учителю будет достаточно под своим логином и паролем ежедневно заходить на страницу и отмечать, кто из ребят пойдет в столовую. Деньги за обед автоматически спишутся с карты родителей, которые, кстати, тоже смогут проверить, в какие дни ел их ребенок и что именно. Директор школы также будет контролировать, насколько учащиеся охвачены горячим питанием и каким блюдам они отдают предпочтение. А это поможет делать соответствующие выводы. Такая система, безусловно, упрощает и отчетность.

– Как продвигается в образовательных учреждениях реализация программы «Доступная среда»?

– Во всех школах города созданы условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. До конца календарного года подобные условия появятся в ДЮСШ «Самбо-75» и детском саду № 11 «Дюймовочка». Учителя первых классов этого учебного года прошли обучение по программе инклюзивного образования и при необходимости смогут обучать детей-инвалидов в условиях школы.

– Юрий Алексеевич, большой опыт педагогической работы, наверное, дает Вам возможность сделать вывод о том, меняется ли со временем задача школы?

– Безусловно, задача школы постоянно меняется. Сегодня педагоги призваны не только дать школьнику прочные знания, но и научить его быть успешным – подготовить к непростым условиям жизни, научить легко адаптироваться на рынке труда, принимать действительность и находить креативные решения. Сегодняшнего выпускника я хотел бы также видеть морально стойким, патриотически настроенным, культурным и физически развитым. Для воспитания такого молодого человека в нашей системе есть все условия: постоянно совершенствующаяся материальная база школ, достойный кадровый потенциал, стремление педагогов к профессиональному росту и желание работать в новых условиях.




Вернуться назад