Социальное обслуживание граждан: качество и эффективность11-12-2014, 13:41
С 01.01.2015 года вступает в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Закон направлен на развитие системы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, повышение его уровня, качества и эффективности. Законом определяются основные принципы и формы социального обслуживания, уточняется содержание ряда основных понятий, применяемых в сфере социального обслуживания, виды социальных услуг и условия их предоставления, принципы финансового обеспечения деятельности организаций социального обслуживания.
Социальное обслуживание основывается на заявительном принципе. Предоставление социальных услуг и отказ от них возможны только с учетом волеизъявления получателя. Гражданин (или его законный представитель) может обращаться непосредственно к поставщику услуг с письменным либо электронным заявлением о предоставлении социального обслуживания.
Впервые к системе социального обслуживания будут допущены негосударственные организации (в том числе социально ориентированные НКО) и индивидуальные предприниматели. Получатель услуг будет сам определять, кто именно ему окажет помощь. Для этого будет создан реестр поставщиков с самой подробной информацией о каждом.
В законе не содержится понятие «трудная жизненная ситуация». Вместо этого, четко установлены обстоятельства, при наличии которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании.
Таким образом, если раньше социальный работник на дому предоставлялся только инвалидам и пожилым людям, то сейчас попросить услуги социального работника могут, например, и молодые семьи, где воспитывается ребенок-инвалид, т.е. настоящий закон касается всех людей, находящихся в условиях, «которые ухудшают или способны ухудшить жизнедеятельность человека».
С учетом оснований, по которым гражданин был признан нуждающимся в социальном обслуживании, орган государственной власти, уполномоченный на осуществление функций в области социального обслуживания субъекта Российской Федерации, определяет индивидуальную потребность в социальных услугах и составляет индивидуальную программу предоставления социальных услуг (ст. 16 Закона). Социальные услуги предоставляются на основании договора, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином либо его законным представителем, на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг в суточный срок с даты предоставления индивидуальной программы предоставления социальных услуг поставщику социальных услуг (ст. 17 Закона). В договоре определяются предоставляемые социальные услуги, их стоимость, если они предоставляются за плату. Форма договора утверждается Минтрудом России. (ст. 7 Закона).
Социальные услуги предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг ниже либо равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта Российской Федерации.
Для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до вступления в силу закона порядком предоставления социальных услуг, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг и условия их предоставления не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года.
Законом предусматривается проведение государственного и общественного контроля, так как целью принятия нового закона стало повышение качества и доступности услуг, и прежде всего – за счет развития конкуренции среди поставщиков социальных услуг.
Социальное обслуживание основывается на заявительном принципе. Предоставление социальных услуг и отказ от них возможны только с учетом волеизъявления получателя. Гражданин (или его законный представитель) может обращаться непосредственно к поставщику услуг с письменным либо электронным заявлением о предоставлении социального обслуживания.
Впервые к системе социального обслуживания будут допущены негосударственные организации (в том числе социально ориентированные НКО) и индивидуальные предприниматели. Получатель услуг будет сам определять, кто именно ему окажет помощь. Для этого будет создан реестр поставщиков с самой подробной информацией о каждом.
В законе не содержится понятие «трудная жизненная ситуация». Вместо этого, четко установлены обстоятельства, при наличии которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании.
Таким образом, если раньше социальный работник на дому предоставлялся только инвалидам и пожилым людям, то сейчас попросить услуги социального работника могут, например, и молодые семьи, где воспитывается ребенок-инвалид, т.е. настоящий закон касается всех людей, находящихся в условиях, «которые ухудшают или способны ухудшить жизнедеятельность человека».
С учетом оснований, по которым гражданин был признан нуждающимся в социальном обслуживании, орган государственной власти, уполномоченный на осуществление функций в области социального обслуживания субъекта Российской Федерации, определяет индивидуальную потребность в социальных услугах и составляет индивидуальную программу предоставления социальных услуг (ст. 16 Закона). Социальные услуги предоставляются на основании договора, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином либо его законным представителем, на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг в суточный срок с даты предоставления индивидуальной программы предоставления социальных услуг поставщику социальных услуг (ст. 17 Закона). В договоре определяются предоставляемые социальные услуги, их стоимость, если они предоставляются за плату. Форма договора утверждается Минтрудом России. (ст. 7 Закона).
Социальные услуги предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг ниже либо равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта Российской Федерации.
Для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до вступления в силу закона порядком предоставления социальных услуг, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг и условия их предоставления не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года.
Законом предусматривается проведение государственного и общественного контроля, так как целью принятия нового закона стало повышение качества и доступности услуг, и прежде всего – за счет развития конкуренции среди поставщиков социальных услуг.
Присоединяйтесь к нам Вконтакте!