«Пропал без вести…»23-06-2016, 12:01
В годы Великой Отечественной войны сотни тысяч семей ждали с фронта заветного «треугольника» – весточки о том, что любимый муж, брат, отец, ушедшие на фронт, живы. Но наряду со счастливыми письмами приходили и похоронки. «Пропал без вести…». Именно такие страшные слова часто писали в «черных письмах», массово приходивших родственникам солдат. И трудно было жить в неизвестности, думая, жив ли родственник, попал в плен или погиб. Но люди надеялись, верили и ждали…
Такую похоронку получила моя бабушка Софья Григорьевна Никифорова весной 1945 года: «Ваш муж Никифоров Кирилл Данилович, ефрейтор, пропал без вести в декабре 1941 года под Ленинградом». Всю жизнь она вместе с дочкой Настей (моей мамой) ждала своего любимого мужа, но он так и не вернулся… Долгое время судьба моего деда оставалась неизвестной. Мы пытались найти любую информацию о нем в архивах, военкомате, но тщетно. Лишь в прошлом году на сайте «Память народа» моя дочь Евгения нашла сведения о нем. Мы узнали, что мой дед, служивший старшим разведчиком, погиб 10 сентября 1941 года в деревне Горшковицы Демянского района Новгородской области.
Он был призван в ряды Советской Армии еще в июне 1940-го, до начала войны. Служил на Дальнем Востоке, откуда в августе 1941 года был переброшен в Новгородскую область (тогда Ленинградскую) в 33-ю стрелковую дивизию. Во время войны в Демянском районе проходили ожесточенные, кровопролитные бои. Немцы организовали стойкую оборону наружного фронта Демянского плацдарма, а внутри него выстроили систему запасных укреплений. Болотистая местность, леса и недостаток сил мешали советским войскам ликвидировать противника, лишь в феврале 1943 года в ходе второй Демянской операции противник вынужден был покинуть плацдарм. За это время погибло более пяти миллионов советских солдат.
9 Мая этого года, в День Великой Победы, я побывала у братской могилы в деревне Черный Ручей Новгородской области, где похоронен мой дед, чтобы отдать дань памяти ему и всем погибшим в тех кровопролитных боях. Воинское захоронение расположено на территории гражданского кладбища. На нем установлен памятник скорбящего воина с обнаженной головой и пилоткой в руке, а также плиты с фамилиями погибших воинов. Среди них – фамилия моего деда. На его могилу я привезла горсть родной земли, а с братской могилы, где покоится его прах, взяла горсточку земли и по возвращении высыпала ее на холмик, где похоронена так и не дождавшаяся его жена – моя бабушка.
Мой дед не вернулся с войны, но память о нем всегда будет жить в наших сердцах. До недавнего времени в память о нем у нас был лишь бледно-желтый платочек с красными цветочками – подарок деда своей десятидневной дочке Настеньке перед разлукой. Теперь мы знаем, где он сделал свой последний вдох и обрел свой последний приют. Мы безмерно гордимся им и рады, что судьба нашего родственника не осталась неизвестной. Ценой своей жизни он внес вклад в Победу. Своим подрастающим внучкам я расскажу о нем, чтобы они помнили и гордились прадедом. Пока жива память – он жив.
Присоединяйтесь к нам Вконтакте!